Строительный симбиоз. Вроде, понятие из биологии. В симбиоз, то есть взаимовыгодное сотрудничество вступают животные и растения. Одно, к примеру, может служить домом для другого, получая от «квартиранта» полезные вещества или защиту от вирусов.

Каков же строительный симбиоз? Разберем пример и . Последнему стальные пруты придают жесткость, сберегая от разрушения. Бетон же спасает арматуру от окисления, ржавчины, закрывая от пагубного воздействия на металл атмосферы и влаги.

Чтобы симбиоз получился, нужно научиться правильно вязать арматуру . Без предварительного сцепления ее прутов , стены, межэтажные перекрытия не заливают. Почему? Об этом и не только, далее.

Зачем вязать арматуру

Понять, зачем вязать арматуру, можно зная схему заливки железобетонных конструкций. Сначала выставляется металлический каркас. Впрочем, бывает и композитная арматура. Последняя легче по весу и скручивается в бухты.

Первая несгибаема и тяжела. Но, принцип действия классического и современного каркасов один. Из прутов складывают некую сеть в центре фундамента, стены, бетонной . В центре арматура и должна остаться.

Сместившись к краям заливки, каркас перераспределит нагрузки в итоговой конструкции и станет уязвимым. Вблизи от поверхности бетона до арматуры могут «добраться» пары воды, спровоцировав коррозию металла. Поэтому-то пруты и связывают меж собой, дабы под заливаемой бетонной смесью не «поплыла» и основа.

Как вязать арматуру для фундамента

Вопрос, как вязать арматуру для фундамента , популярен, поскольку закладка прутов в фундамент требуется всегда. Металлическая сеть нужна даже под частным домом, не говоря о многоквартирных высотках.

Под последние принято заливать монолитные основы, то есть сплошные плиты. Для частных домов, зачастую, достаточно ленточного фундамента. Как вязать арматуру для обоих? Одинаково. Есть несколько способов:

Классическая вязка арматуры

Берем стальную проволоку диаметром от 0,8 до 1,2 миллиметров. Точный диаметр зависит от ширины прутов арматуры. Она бывает от 6-ти миллиметров до 8 сантиметров. От диаметра зависит степень прочности, которую металл придаст бетонной заливке.

Классическая вязка арматуры крючком

Однако, прочность эта связана и с качеством, а так же типом вязки. Кроме ручного соединения арматуры, есть вариант сварки. К последнему прибегают редко, поскольку стыковка получается жесткой.

У каркаса не остается зазоров для шага «вправо», «влево». Такие подвижки бывают нужны при критических нагрузках на фундамент. Там, где сварные соединения сломаются, вязаные лишь растянутся, сохранив целостность конструкции.

Основную нагрузку в фундаменте несут продольные пруты арматуры. Поперечные – их поддержка. Связывают углы каркаса и места пересечения прутов. Обычно, с проволокой-креплением работают плоскогубцами. Ими закручивают концы обвязки, надежно фиксируя ее. По форме крепление представляет одинарную петлю.

Вязка арматуры крючком и шуруповертом

Вязка арматуры крючком подразумевает не ажурную сеть, как могут подумать некоторые леди. Крючок для каркаса фундамента – не столько спица, сколько кусачки, убирающие ненужные концы проволоки.

Вязка арматуры при помощи шуруповерта

Перед этим крепежка подцепляется и закручивается в жгут. Эту фиксацию петли тоже помогает сделать крючок. Он подцепляет проволоку. Остается сделать вращательные движения.

Их производят вручную или с помощью шуруповерта. Последний ускоряет процесс вязки примерно на 5 секунд на каждой петле. Дабы метод заработал, концы проволоки вставляют в патрон шуруповерта и включают его.

Вязка арматуры пистолетом

Пистолет для арматуры – электроприбор, работающий от аккумулятора. Аппарата ускоряет, частично автоматизирует вязку. На один узел с пистолетом уходят 1,5-3 секунды в противовес минимум 10-ти при других способах соединения прутов.

Вязка арматуры пистолетом

Микрочип в пистолете регулирует натяжение проволоки при вязке. Удобно, ведь при ручном соединении редко удается делать одинаковые узлы. Один может оказаться тугим, а другой хлипким. Проволока для вязки в пистолете намотана на барабан. Деталь съемная. Это экономит рабочее время. На место старого тут же встает новый барабан.

За удобства работы с пистолетом приходится платить. Прибор дорогостоящий. Поэтому, арматурным пистолетом пользуются, как правило, на крупных стройках, которые нужно закончить в сжатые сроки. В частном домостроении предпочитают, крючки и плоскогубцы.

Вязка арматуры скобами

Скоба – эта заготовка из проволоки. Она уже сложена в петлю. Остается лишь затянуть ее. В итоге, процесс вязки соединения ускоряется в 3-4 раза. Навык для работы со скобами требуется минимальный, а новичок осваивает процесс буквально за пару часов.

Вязка арматуры скобами

К тому же, каждая скоба стандартного размера, что обеспечивает однотипность и стабильность соединений. Привлекает и легкость составления сметы. На один стык прутов арматуры нужна одна скоба.

Закупая же проволоку в мотках, приходится учитывать метраж, дробить его на примерную длину одной крепежки. В общем, если планируется вязка арматуры своими руками , скобы – удобный и доступный вариант. Ценник на заготовки немногим больше, чем на обычную проволоку. Но, сэкономленное на вязке время покрывает затраты.

Вязка арматуры хомутами

Хомуты – пластиковые «ремни». На них есть подобие бляшек. В бляшку вставляется конец ремня и затягивается. Крепление не столь надежно, как проволочное, но для скрепления прутов в фундаменте частного дома достаточно.

Вязка арматуры пластиковыми хомутами

К тому же, у пластика есть преимущества перед стальной арматурой. Полимер не гниет, даже случись контакт с водой. К тому же, работа с хомутами простая, нетравматичная. Проволокой, все-таки можно пораниться, поцарапаться.

Дополнительным плюсом хомутов становится самодостаточность. Дополнительного инструмента для работы с пластиковыми ремнями не нужно. Только вот, в минусовые температуры воспользоваться полимерными креплениями сложно. Пластик дубеет на холоде. Соединения получаются плохенькими. А вот с проволокой можно работать в любую погоду.

Чаще всего о хомутах вспоминают, решая, как вязать стеклопластиковую арматуру для фундамента . Конструкция получается на 100% полимерной, исключая слабости металла в плане нетерпимости к атмосферным явлениям, влаге. Впрочем, бывают и комплексные хомуты.

В такие вживляют тонкую проволоку. Пластик защищает ее и облегчает работу. Но, стоят хомуты, даже обычные, примерно в 3 раза дороже, чем проволока на аналогичное количество креплений.

Вязка арматуры двойным узлом

Уже описанные способы вязки дают достаточную фиксацию прутов арматуры, уложенной в яму для фундамента. Однако, если каркас нужно сделать отдельно, а потом перенести на основное место, он сложится. Жесткую фиксацию дает сварка, но об ее минусах уже говорилось.

Минимальный люфт прутам желательно оставить. На помощь «приходит» двойная вязка. Она требует упорных тренировок и заключается в одновременном стягивании стальных прутов с двух сторон. На словах схема сложно объяснима. Проще смотреть обучающее видео. В нем должно быть 5 шагов. Ровно столько в двойной вязке.

Есть еще схема соединения двух пространственных каркасов в один объемный. Она состоит уже из 6-ти шагов. Освоив их, можно заготавливать арматуру заранее, пока готовится котлован и опалубка. Потом, останется лишь перенести каркас.

Как вязать углы арматуры фундамента

Вязка углов – отдельный вопрос, поскольку на них приходится львиная доля нагрузки. К тому же, углы бывают прямыми, острыми и тупыми. От конфигурации зависит приемлемый способ вязки. Тупые соединения делают жесткими, внахлест.

Правильная вязка углов фундамента

Он производится за счет сгиба одного из свободных концов арматуры. После, внутренний горизонтальный прут крепится к такому же внешнему. К полученной связке присоединяют внутренний горизонтальный прут.

Крепят лапкой. По длине она равна 35-50-ти диаметрам продольной арматуры. Что касается шага меж угловыми поперечными прутами и вертикальными, он равен 3/8 высоты фундамента.

Углы примыканий в фундаменте скрепляют П- или Г-образными хомутами. 90-градусные сочленения прутов арматуры, обычно, фиксируют анкерными элементами Г-образной формы. Почти всегда процесс состоит из 5-6-ти шагов. Освоить их, значит обеспечить дому светлое, то есть крепкое будущее.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Наше интервью будет посвящено необычной работе, которую, несмотря на всю простоту, многие боятся делать сами, а именно как правильно вязать арматуру . Сегодня, завесу тайны этого дела нам приоткроет молодой, но несмотря на это очень опытный, построивший немало объектов, прораб Николай Николаевич.

Здравствуйте, Николай Николаевич. У нас накопился ряд вопросов к Вам, возможно они звучат просто и непрофессионально, но мы ведь пока еще не знакомы с правильными названиями и терминологией.

— Добрый вечер уважаемые читатели! Я постараюсь ответить наиболее доступно и полно на все ваши вопросы. Итак, начнем.

Почему арматуру вяжут в большинстве случаев, а не варят? Отличаются ли соединение арматуры при помощи сварки от механического соединения?

— Арматуру, в большинстве случаев, вяжут, а не варят. Потому что при сварном соединении, изменяется состав стали, в результате чего появляются слабые места в стержнях арматуры. Еще одним недостатком сварного соединения является срок выполнения, в сравнении с так называемым механическим способом (собственно, вязкой). Также многое зависит от опыта сварщика, и если он «зеленый», то в большинстве случаев конструкция не сможет выполнять свое основное предназначение — выдерживать нагрузку. Однако сварное соединение часто используется в строительстве панельных зданий, в связи с тем, что при строительстве таких домов используются в основном комплексные бригады (монтажников-сварщиков, плотников-бетонщиков) и брать отдельную специальность, арматурщиков, экономически не выгодно. Что касается вязки, то это простой и довольно быстрый способ крепления арматуры, не требующий особых навыков, такой способ наиболее часто встречается в монолитном строительстве. Вязка выполняет такую же функцию, что и сварное соединение, только при помощи вязальной проволоки. В любом случае, и сварка, и вязка должны выполнять одну и ту же функцию. Главное, чтобы при заливке арматурного каркаса бетоном, арматурные стержни не изменяли своего положения и форму. Прочности изделию они не придают — прочность обеспечивается за счет целостности конструкции залитой бетоном.

Каковы необходимые инструменты и материалы для вязки?

П роволока — это самый важный элемент при выполнении вязальных работ, так как от качества проволоки зависит качество узла и конкретно фиксации арматуры, и, следовательно, конечного изделия. При вязке обычно используется обожженная проволока, диаметром 1 мм, всегда круглого сечения. Отличие обожженной проволоки от необожженной в том, что первая хорошо гнется, плотно прилегает к арматуре и имеет свойство тягучести (т.е. при вязке не рвется), в отличии от второй, необработанной, которая тяжело гнется и при вязке узла частенько обрывается и ломается. Если привозят не обожженную,то даже не пытайтесь ее использовать, так как вязать ей фактически невозможно. Также для вязки арматуры (механического крепления) необходимы крючок , или цанги, и пластиковые бобышки (фиксаторы).

Обыкновенный крючек

Автоматический крючок

Вязальный пистолет

Пластиковые бобышки (фиксаторы) — что это такое? И для чего они используются?

— Это пластиковая деталь, которая укладывается между арматурой и опалубкой для создания защитного слоя. Без них арматура может касаться опалубки и, после заливки, будет торчать из бетона и соответственно ржаветь, терять прочность и разрушать конструкцию.

Расскажите, пожалуйста, про каждый инструмент — опишите его достоинства, недостатки, когда какой следует применять (простой крючок, самодельный крючок, винтовой крючок, пистолет)?

Что касается каждого инструмента в отдельности, то тут дело каждого — кто чем привык работать. Наиболее распространенным инструментом является крючок или цанги. Пистолет хорош на горизонтальных поверхностях там, где не надо подлезать в труднодоступные места. Преимущества пистолета — это скорость выполнения работы. Недостатком является то, что им крайне неудобно вязать в труднодоступных местах, также быстро разряжается батарея и выше расход проволоки. Говоря о крючках, то наиболее популярным является самодельный крючок . Если вы решили серьезно заняться вязкой, то лучше сделать крючок для вязки арматуры самому. Делают его из рифленой арматуры, а в ручку устанавливают подшипник для облегчения вращения. Магазинный крючок хорош только для обучения, так они обычно короткие и быстро ржавеют, из-за этого выдается ужасный звук и снижается скорость работы. Существуют полуавтоматические (винтовые) крючки , но я не люблю с ними работать: остаются обрывки хвостов проволоки, потом приходит тех.надзор и заставляет переделывать за весь мусор в перекрытии. И правильно делает, так как, может вы замечали у себя или у знакомых на потолке ржавые полосы, проступающие на поверхность потолка? Это и есть не что иное как проволока или халтура мастера, который, при создании защитного слоя, не поставил под каркас бобышки при заливке арматуры бетоном.

Собственно, как вязать арматуру с помощью различных инструментов предлагаю посмотреть на видео.

Видео вязки арматуры обыкновенным крючком

Видео вязки арматуры винтовым крючком

Видео о Вязке пистолетом

Отличается ли способ вязки в зависимости от части дома — стена, фундамент, перекрытие?

— В теории существует множество способов вязки, но на практике два основных — это одна петля для соединения внахлест и 2 петли для соединения в стык. Практически всё вяжется одной петлей, даже угловые элементы, хотя в теории, угловые элементы вяжут другим узлом. Петля хороша своей простотой и надежностью — обучиться можно буквально за пять минут, да и ошибиться трудно.

Сколько времени занимает вязка арматуры?

— Не слышал о такой норме, все по способностям. Также скорость вязки сильно зависит от конструкции: перекрытие вязать гораздо быстрее, чем арку с изогнутыми элементами.

Существует ли некая норма расхода проволоки?

— Как такового норматива на один узел нету, есть расход на конструкцию. Рассчитывается такая норма в проектной документации на объект, исходя из того, что на один узел требуется 20 см проволоки, если вязать крючком,а если пистолетом, то расход будет больше. Рассчитать расход, например, для стены или перекрытия в отдельности очень сложно, так как часть узлов порвется и необходимо будет перевязать, да и от мастера зависит многое.

Производители вязальных пистолетов утверждают, что при помощи данного устройства все узлы будут затянуты с одинаковым усилием! А насколько это важно — затягивать узлы с одинаковым усилием?

— Для нас важно не одинаковое усилие стяжки стержней, а чтобы они не меняли положения и сама конструкция не менялась при заливке формы бетоном, так как при изменении защитный слой получится неправильной толщины и, в дальнейшем, на бетоне появятся трещины и ржавчина. В общем, одинаковое усилие затяжки узлов — не более чем рекламный ход производителей пистолетов, ведь это не имеет столь важного значения. Но все равно, когда вяжем крючком, специально «косячить» и затягивать с заведомо разным усилием не стоит — подобные эксперименты могут дорого вам обойтись, поэтому затягиваем более-менее равномерно и все будет хорошо.

Какова будет прочность конструкции, если связать неправильно, с недостаточным усилием, или в таком случае соединение лопнет вообще?

— Если лопнет одно соединение — ничего страшного. Повторюсь — самое важное для нас, чтобы конструкция не меняла форму при заливке. Но все равно, правильная вязка арматуры определит прочность конструкции.

Какие еще способы скрепления арматуры вы знаете?

— Слышал еще про два способа — металлические скрепки и вязка арматуры хомутами из пластика. К сожалению, не работал с ними, и от друзей не слышал подобное. Видимо, эти способы не получили по каким-то причинам широкого распространения. Сам я приверженец «классики»: вяжу обыкновенным крючком, так как это просто и быстро и не использую все эти новомодные новшества типа винтовых крючков, скрепок и пистолетов.

Спасибо вам, Николай Николаевич, за ваш рассказ о данной работе.

— Пожалуйста! Обращайтесь, я всегда с удовольствием отвечу на любые ваши вопросы.

влад says: 26.05.2013 в 15:23

Привет! все написал правильно но коротко Крючок оптимально машинка затратна -дорогая спец проволока трукеж исп стоит (кусачки)Knipeks)-35 -60 евро а способов (узлов)миним 5. А так спасибо, Молодец (8-лет испания португалия франция и австрия)

алекс says: 31.07.2013 в 22:41

не понятно: вязать надо каждый узел пересечения продольной с поперечной арматурой или с каким-нибудь шагом

  • Admin says: 31.07.2013 в 23:00

    Да, вязать обязательно каждое пересечение арматуры крест — накрест. Иначе при заливке конструкция может искривиться и в итоге заливка будет не такая прочная

    • михаил says: 21.02.2014 в 07:33

      Да, вязать обязательно каждое пересечение арматуры крест - накрест.
      :)) а если ты вяжеш перекрытие на 400кубов? крест на крест будеш месяц его вязать с усилениями

      • radikshnaps says: 03.03.2014 в 09:15

        Имелось ввиду вязать не каждое пересечение крест — накрест двумя узлами а каждое пересечение арматуры перевязывать)

иван says: 21.01.2014 в 01:40

хотел спросить а пруты арматуры в перекрытии как укладывать один сверху один снизу, или сначала все в одном направлении а потом на них в другом направлении

  • Admin says: 21.01.2014 в 10:52

    Удобнее сначала уложить в одном направлении, а сверху в перпендикулярном. Так удобнее укладывать и связывать.

Зафар says: 23.01.2014 в 00:03

Здравствуйте! Комната 6 на 4 м как правильно заливать монолит между первым и вторим этажом и какой размер арматуры подойдет?


  • Светлана says: 12.07.2014 в 23:31

    Здравствуйте.
    Очень важный вопрос про бабышки-фиксаторы. При заливке плиты все понятно, как и куда ставить. А как добить этого защитного бетонного слоя при заливке стен цокольного этажа? Что нужно подставлять между арматурой и опалубкой? К тому же опалубку стягивают металлическими прутами, затянутыми гайками насквозь всей стены или стягивают скрученной проволокой, которая потом также торчит из бетона. Как умудриться залить стену без выступающих металлических стержней и проволок? Спасибо.

    • Дмитрий says: 31.07.2014 в 13:46

      Если я правильно понял вопрос. Для заливки такого рода конструкции используют Фиксатор (конус) и трубку ПВХ, таким образом, что конусы ставятся внутри опалубки и между собой соединяются трубкой ПВХ, а уже в саму трубку вставляется стержень, который по обеим сторонам затягивается гайками. В конечном результате, все металлические детали раскручиваются и снимаются, в стене остаются только трубка и конусы.

      Сергей says: 16.10.2015 в 16:01

      Народ, кто стакивался с ИНТЕРСКОЛ МВ-40/14,4 — пистолетом? Прошу купить в бригаду, а мне говорят, что если в 3 раза быстрей не будешь делать после этого — вычтем из ЗП. А 40к — всё ж не копейки… Мабуть кто посоветует подешевле аналог или вообще не стоит с ними связываться?

      игорь says: 21.09.2016 в 09:01

      Скажите,пожалуйта, какой по- вашему толщины должна быть заливка пола в конюшне? Под лошадь весом 500- 600 кг. И достаточно ли одного слоя арматуры?

      Оставьте комментарий

  • Глядя на то, как ловко и быстро арматурщики связывают арматурные каркасы, задаёшься вопросом: постижимо ли это ремесло обывателю, и как долго нужно набивать руку? Какие инструменты и проволоку использовать и как грамотно сооружать армирующие конструкции — подробно рассмотрено в данном материале.

    Почему вязка, а не сварка

    Традиционным способом соединений изделий из металла всегда считалась дуговая сварка, как наиболее универсальная и обеспечивающая максимальную прочность.

    Однако в реалиях строительных работ привлечение сварщика для сооружения армирующих конструкций — расточительная трата бюджета. Кроме того, сварка не пригодна для работы с преднапряжённой арматурой, абсолютно не мобильна и неудобна для сборки изделий по месту.

    Заблуждением будет считать, что сварка в критической мере меняет физико-химические свойства арматуры. По крайней мере это не справедливо для большинства популярных марок вроде A500С (С — свариваемая), просто этот способ не отличается высокой скоростью и удобством.

    Однако позже вы убедитесь, что фрагменты каркасов удобнее сваривать на оборудованном рабочем месте, а затем из них набирать армирующую конструкцию. Для опытного сварщика не будет проблемой аккуратно прихватить конструктивную арматуру к рабочей, как не будет проблемой соединить погоны арматурных конструкций с перехлёстом в шесть диаметров при двухсторонней и десять — при односторонней проварке шва.

    Что использовать для вязки

    И всё же вязка — наиболее быстрый и удобный способ соединения арматурных узлов. Требования к прочности для таких соединений чисто символические: связка распределительных элементов, не вовлечённых в работу, выполняется для придания каркасу правильной формы и должна лишь удержать прутья в нужном положении во время заливки бетона и его виброусадки.

    Элементы рабочего и анкерного армирования скрепляются в общей массе ЖБИ за счёт сил трения. Задача перевязки этих мест — снабдить соединённый каркас прочностью, необходимой для транспортировки и позиционирования во время установки и перемещений по арматуре рабочих. Вторая задача — сохранить соосность линий армирования.

    Наиболее подходящей для вязки считается горячекатаная отожжённая проволока с низким содержанием углерода по ГОСТ 3282-74. Оптимальная толщина для связки конструктивной арматуры — 1,2 мм, рабочей и анкерной — до 2,5 мм. Хорошо подходит для вязки стальной корд из выжженных покрышек. Вы также можете использовать и углеродистую проволоку, предварительно отпустив её в печи или на костре для большей мягкости и удобства скручивания.

    Нарезку проволоки по 30-35 см проще выполнить болгаркой, предварительно обмотав бухту скотчем в 2-3 местах. Можно даже приобретать пружинные коннекторы или готовую проволоку для вязки с петлями на концах, работать с ними — одно удовольствие.

    Всё большую популярность приобретают нейлоновые затяжные хомуты, иначе именуемыми стяжками. Они очень прочные и позволяют вести работу с большей скоростью, но для хорошей затяжки необходимо пользоваться специальным пистолетом. Также можно использовать 2 мм ПЭТ-ленту, нарезанную из пластиковых бутылок, с последующим прогревом узлов газовой лампой. При использовании пластикового крепежа им нужно обматывать соединение крест-накрест.

    Ручные инструменты и приёмы работы

    На сегодня есть три главные разновидности ручного вязального инструмента и первая из них — самодельные крючки из 6-8 мм проволоки. Ничего хитрого в устройстве нет, лишь ось рукоятки смещена от места вязания узла на 70-100 мм, да кончик конусно заточен для простоты извлечения.

    Более продвинутые покупные изделия имеют полированный крючок той же формы, но рукоятка снабжена подшипником. Именно этот инструмент считается наиболее полезным в реальных условиях строительства. Скорость работы с ним максимальная, удобство — на высоте, к тому же стоят подобные крючки совсем не дорого. Тем не менее, постарайтесь не скупиться на и без того дешёвый инструмент: дешёвые изделия грешат низким качеством подшипников, да и ручки у них не самые удобные.

    Вязка проволоки крючками обоих типов выполняется предельно просто. Работать нужно в перчатках, иначе неизбежны мозоли и травмы. Отрезок проволоки складываем вдвое, затем загибаем сверху в противоположные углы перекрестия арматуры. Внизу проволока разворачивается и концы выводятся на верх через два других угла.

    Петлю и два хвоста нужно перехлестнуть пальцами один раз в произвольном месте. Затем в петлю продевается крючок, на край которого загибаются хвосты проволоки. Несколько оборотов и петля затянута. Если пробуете — не поленитесь полчаса потренироваться, экспериментируя с натяжением и техникой вязки. Вероятно, вы захотите использовать аккумуляторный шуруповёрт, зажав крючок в патрон.

    Полезно увидить один раз на видео процесс вязки арматуры, чтобы уяснить тонкости этого процесса:

    Отдельно стоит сказать о так называемых полуавтоматических крючках. Они имеют внутри шнек с храповым механизмом, поэтому крутить за ручку не нужно, достаточно несколько раз потянуть её на себя. Эти дорогие «игрушки» не предназначены для выполнения большого объёма работ, винтовая канавка съедается после трёх-четырёх сотен затянутых петель, а более надёжные инструменты стоят очень и очень дорого. И всё же, если вы плотно занимаетесь вязкой арматуры, такую вещь стоит держать под рукой: вдруг забудете перевязать в труднодоступном месте.

    Использование автоматических вязальных пистолетов

    Среди всевозможного электроинструмента есть модели и для вязки арматуры. Принцип их работы несложен: проволока направляется по изогнутой канавке, делая два-три оборота вокруг перекрестия прутьев. Далее включается зажимная цанга и оба хвоста перекручиваются с регулируемым усилием, чтобы узел не разорвался.

    Инструмент хороший, несмотря на завышенный расход проволоки, но имеет ряд недостатков. Первый — цена подобного инструмента колеблется в районе 1000 Евро за экземпляр. Добавьте к этому, что для аккумуляторов срок службы составляет до пяти лет, потом столь специфичную замену им будет трудно подобрать.

    Пистолет также не всегда удобен, часто им никак не подлезть внутрь каркаса. Оправдывает себя такое снаряжение либо при больших объёмах работ, когда за смену вяжется до десятка тонн арматуры, либо при перевязке толстых прутьев с толстой же проволокой, где нужно значительное усилие. Может быть полезен при стендовой сборке модулей каркасов, но с тем же успехом можно использовать MIG-MAG сварку (инвертор и проволока стоят примерно столько же).

    Оптимальным вариантом будет аренда пистолета для вязки арматуры, если по близости есть магазин, предоставляющий такую услугу. Ключевым фактором будет скорость выполнения работы, если нужно завершить всё за один день, то и цена аренды может оказаться соразмерной этому желанию. Приноровиться к работе пистолетом можно за несколько минут, потренировавшись на отдельных отрезках арматуры.

    Стяжка, перекрытие или фундамент — тонкости армирования разных ЖБИ

    Прежде чем ринуться в бой, предметно изучите понятие анкеровки арматуры. Эта наука даёт представление о том, как соотносить линейные нагрузки в ЖБИ сложной формы путём создания дополнительных связей.

    Помимо формы промежуточных элементов важна длина перехлёста на соединениях, она может разниться от 30 до почти 80 диаметров прута в зависимости от марки арматуры, нагрузки и назначения изделия. Не забывайте и о защитных слоях — минимальной толщине бетона между стальной арматурой и наружной поверхностью — эти данные также строго нормированы.

    Для перекрытий и плит вяжется минимум два ряда сетки. Связывается каждое пересечение на 1 и 2 ряду по периметру каркаса, а внутри — в шахматном порядке. При вязке перекрытий не бросайте в опалубку оборванные края проволоки, именно от этого на потолках появляются ржавые пятна.

    Ленточные и блочные элементы с поперечной нагрузкой армируются пенальными конструкциями, где распределительная арматура выполнена хомутами прямоугольной формы, опоясывающими снаружи стержни рабочей арматуры.

    Сложнее с армированием колонн и столбов. Чаще всего в них задействованы гильзо-резьбовые соединения, обеспечивающие полную соосность и качественную передачу нагрузки между рабочей арматурой.

    Качественная сетка из арматуры позволяет сохранить определенную геометрическую форму фундамента при заливке бетоном. Варить ее не рекомендуют из-за нарушений кристаллов железа. Вне зависимости от того, насколько масштабную постройку вы будете возводить, арматура для фундамента является неотъемлемым элементом. Сейчас известно много способов, как вязать арматуру для фундамента. Сделать это можно самостоятельно.

    Несколько слов об особенностях ленточного фундамента

    Должное внимание при строительстве необходимо обратить на фундамент. Надежное основание сможет выдержать огромный вес будущей постройки, поэтому нужно усиление его арматурой. Ленточный фундамент закладывают по периметру постройки. Такое основание можно выбрать для любого типа строения.

    Ленточный фундамент при строительстве дома

    Существует четыре основных вида кладки фундамента (основания, основы):

    • трапецеидальная;
    • подушка;
    • ступенчатая;
    • прямоугольная.

    Оптимальный вариант – трапецеидальная форма, так как она лучше выдерживает огромную нагрузку на основание. Нужно точно рассчитать наклон боковой грани к вертикали. Для фундамента из камня, кирпича он должен быть не больше 30°. Если основа из бетона, то угол не должен превышать 45°.

    Какую арматуру используют для вязки каркаса

    Существует два основных типа арматуры – металлическая и композитная. Диаметр – основной показатель, определяющий ее марку. Чем толще прутья, тем большую нагрузку они могут выдержать. Диаметр рассчитывают на этапе проектирования, при этом учитывается масса будущей постройки, а также пучинистость почвы.

    При строительстве здания из бетона, кирпича, отличающегося массивностью, требуется применение толстых прутьев. Они справятся с огромным весом сооружения. Запрещается использовать при закладке основания прутья диаметром менее 12 мм – они не выдержат такую нагрузку. При строительстве небольших домиков и гаражей из газо-, пено- и теплоблоков можно использовать не такую толстую арматуру, достаточно прутьев диаметром 12 мм.


    Металлическая арматура для фундамента

    При строительстве массивных сооружений применяется класс А-3. Прутья этой марки могут сгибаться до 90°. Гораздо реже для закладки оснований используется класс А-2. В холодном состоянии они могут сгибаться до 180°.

    Самым распространенным типом трубопроката, применяемым при закладке фундамента, является металлическая арматура. В продаже имеются прутья разных диаметров сечения – от 12 до 40 мм. Они широко применяются в строительстве, в частности, для закладки фундаментов под большие, тяжелые здания.

    Стоимость продукции напрямую зависит от ее характеристик, а именно:

    • способа проката,
    • марки стали,
    • поверхности (рифленая или гладкая).

    Прутья с рифленой поверхностью имеют более высокую цену. Данный тип имеет ребра жесткости, что позволяет изделиям лучше сцепиться с бетоном.


    Под композитной арматурой понимают неметаллические стержни из разных материалов, применяемые в строительстве. Для более эффективного сцепления с бетоном поверхность прутьев делают шероховатой или покрывают песком.

    Наиболее распространенные типы композитной арматуры:

    • углепластиковая;
    • базальтопластиковая (АБП);
    • стеклопластиковая (АСП).

    Соответственно, производят арматуру из материалов: при изготовлении углепластиковой используют углеродные волокна, для выпуска АБП применяют базальтовое волокно, для АСП – стеклянное. Они имеют достаточно много преимуществ: стойкость к коррозии, высокую удельную прочность, экологичность.

    Схемы распределения арматуры в конструкции каркаса ленточного фундамента

    Оптимальной считается схема, где в ленточном фундаменте при поперечном сечении арматура будет представлять прямоугольник. На основание действует сразу две силы: первая – пучение при морозе, вторая – давление дома. Какую арматуру используют для ленточного фундамента для компенсации этих двух сил?


    Материал здесь не играет главной роли. Чтобы скомпенсировать влияние этих двух сил, устанавливают два пояса арматуры. Первый располагается сверху, второй – снизу. Если фундамент закладывают неглубоко (до 1 метра), то этого вполне достаточно. Для основания, которое закладывается глубже, необходим третий пояс арматуры. Большой высоте нужно усиление.

    Применяются четыре основные схемы вязки арматуры для ленточного фундамента. Вне зависимости от выбранного метода, в первую очередь необходимо сделать крючок из проволоки, диаметр которой должен составлять 3–4 мм. Вязать арматуру проволокой можно самостоятельно.

    Проволока для вязки арматурного каркаса

    Наиболее надежный способ вязки арматурного каркаса – с использованием проволоки. Менее удачной альтернативой считается применение сварочного аппарата. Обвязка каркаса арматуры основания может проводиться с помощью обычной металлической проволоки или проволоки, обработанной методом обжига. Второй вариант предпочтительней – термически закаленная проволока становится более гибкой и прочной.


    Проволока для вязки арматурного каркаса

    Калькулятор расчета количества проволоки для вязки арматурного каркаса ленточного фундамента

    Мало знать, как вязать правильно арматуру, нужно еще провести расчет. Для этого необходимо учесть следующие показатели:

    • отступы между хомутами;
    • количество прутьев продольного армирования;
    • длина основания;
    • удвоенное уплотнение углов.

    Современный калькулятор, которым вы сможете воспользоваться в режиме онлайн, позволит вам не только определить количество проволоки для вязки каркаса под фундамент, но и рассчитает приблизительное количество мест для соединения.

    Инструменты для вязки арматурных прутьев

    Надежный каркас – важный элемент фундамента и постройки в целом. Чтобы его усилить, необходимо использовать определенные инструменты. В зависимости от выбора метода – ручного или автоматического, выбирают и применяют специальные приборы.

    К таким инструментам относят:

    • ручной или полуавтоматический крючок;
    • автоматический пистолет.

    Ручной крючок для вязки проволоки

    При помощи этих инструментов можно провести вязку арматуры под ленточный фундамент. Автоматический пистолет применяется в профессиональном строительстве, так как его стоимость достаточно высокая. Для возведения одного здания покупка данного прибора считается нецелесообразной. Для самостоятельной работы подойдет обычный .

    Приемы вязки арматуры

    На данный момент существует четыре основных приема. Наиболее удобный и быстрый способ – взять проволоку, сложить вдвое и провести под определенным участком каркаса. Вооружившись крючком, продеть проволоку в петлю, ее свободный конец подтянуть и накинуть на крючок, при этом проволоку нужно немного сгибать. Скручиваем концы, после нескольких оборотов (3–5) прекращаем манипуляцию, извлекая крючок.

    Следующий прием похож на предыдущий способ вязки. Главное отличие – в образовании О-образной петли. После того, как проволока скручена надежно, крючок вынимается.

    Алгоритм третьей схемы вязки арматуры для ленточного фундамента:

    • заводим проволоку под прутья;
    • вводим крючок в петлю и поддеваем конец проволоки;
    • загибаем ее назад и тянем на себя;
    • прокручиваем несколько раз.

    Приемы вязки арматуры

    По словам специалистов, это наиболее удобный прием для новичков.

    Существует еще один способ вязания арматуры для фундамента. Как обычно, нужно сложить проволоку вдвое и завести под прутья. После этого прижмите ее к стержню, а концы сгибайте на себя. Вставьте крючок и сделайте несколько оборотов.

    Использование дополнительных деталей для пространственной фиксации арматуры

    При вязке каркаса необходимо использовать дополнительные элементы. К таким относят «лягушки», U- и L-образные элементы, хомуты, крепежные детали. Они позволяют фиксировать арматуру, ее углы.

    Стоит сказать несколько слов о хомутах. Это гнутые изделия в виде прямоугольника. Делают их из стержней с гладкой или рифленой поверхностью. Хомуты используют для распределения нагрузки.

    Для обвязки стеклопластиковой арматуры используют проволоку или специальные пластиковые хомуты. Первый способ ничем не отличается от вязки стандартного каркаса (металлического). Хомуты – прекрасный выбор для тех, кто впервые взялся за вязку арматуры. Стоимость изделий не намного выше обычной проволоки. Для армирования также используется крючок или пистолет.


    Вязка стеклопластиковой арматуры

    Как армировать газобетонную кладку, чтобы не появились трещины? Для этого необходимо правильно выбрать плотность и прочность арматуры. Также сам процесс армирования должен быть выполнен с соблюдением всех требований.

    делится на три вида:

    • Продольное.
    • Поперечное.
    • Вертикальное.

    Правильное армирование стен и углов позволит вам максимально укрепить вашу конструкцию.

    Армирование ростверка выполняется строго по проекту. Несмотря на то, что он похож на ленточный фундамент, технология укладки значительно отличается.

    Достаточно прочная, легкая, практически не подвергается коррозии. Однако она имеет существенные недостатки, среди которых – низкие показатели упругости и термостойкости, снижение прочности со временем, неустойчивость к щелочам.

    Многие задаются вопросом: а ? Да, нужна. Она позволяет сделать пол ровным и более прочным.

    – еще один вид, с которым вы можете столкнуться. Это – отдельный способ соединения стержней. Он бывает обжимным и резьбовым. Такое соединение позволяет противостоять нагрузкам на основание.

    Армирование железобетонных конструкций является ключевым фактором, предопределяющим их надежность и долговечность. Сооружения из бетона усиливаются арматурными каркасами, собирающимися с помощью вязальной проволоки, о которой мы поговорим в данной статье.

    В публикации представлена проволока для армирования, рассмотрена сфера ее использования, разновидности и особенности применения. Приведена инструкция по расчету расхода материала и рекомендации по его выбору.

    1 Вязальная проволока — где и зачем используется?

    Арматурная проволока применяется в сфере индивидуального и промышленного строительства для изготовления каркасов, используемых с целью армирования железобетонных конструкций. Посредством вязальной проволоки выполняется соединение смежных прутков арматуры в месте их перехлеста.

    Материал может использоваться при сборке следующих типов каркасов:

    • фундаментных (ленточных, монолитных, столбчатых);
    • перекрытий (цокольных и междуэтажных);
    • стяжек полов.

    Наиболее распространена проволока для армирования в монолитном строительстве. При промышленном изготовлении железобетонных изделий — свай, плит перекрытия, ЖБ блоков, их каркасы, с целью экономии затрат времени, стыкуются с помощью точечной сварки.

    1.1 Как рассчитать расход материала?

    Согласно положениям СНиП, норма расхода вязальной проволоки при сборке армокаркаса составляет 30 см на одно соединение либо 4 кг на тонну арматуры . Чтобы узнать, какое количество материала вам потребуется использовать, необходимо определить число точек стыковки арматуры в каркасе и высчитать общий расход.

    В качестве примера приводим расчет расхода проволоки для армирования фундамента ленточного типа. Используем условный размер фундамента 5*6 м, в нем будет 2 пояса продольной арматуры — верхний и нижний, по 3 прутка в каждом, соединенные вертикальными и поперечными перемычками с шагом 40 см.

    Алгоритм определения расхода:

    1. Высчитываем периметр каркаса: 5*6 = 30 метров.
    2. Определяем количество перемычек исходя из шага в 40 см: 30/0,4 = 75 шт.
    3. На каждой перемычке будет по 6 точек стыковки (по 3 прутка на каждом поясе), определяем количество соединений: 75*6 = 450 шт.
    4. Высчитываем расход вязальной проволоки: 450*0,3 = 135 м.

    Итого, для соединения прутков каркаса нам потребуется использовать 135 метров материала. Аналогичным образом, определив количество соединений и умножив их на нормативный расход, можно высчитать общий расход проволоки для сборки армокаркаса любой конфигурации.

    2 Классификация и разновидности

    Проволока для армирования классифицируется на разновидности по таким параметрам как:

    • наличие либо отсутствие защитного покрытия;
    • термическая обработка;
    • класс прочности.

    В зависимости от наличия защитного покрытия материал делится на две разновидности: изготовленный из обычной и . Покрытие наносится посредством горячего цинкования, которое подразумевает выдерживание бухт проволоки в ваннах расплавленного цинка.

    Материал с защитным покрытием делится на два класса — 1Ц и 2Ц. Отличия между ними заключаются в толщине слоя оцинковки, в материале класса 2Ц защитный слой значительно толще: для сравнения — 155 против 85 г/м 2 в проволоке диаметром 6 мм. Альтернативой оцинкованным материалам является проволока МНЖКТ из медно-никелевого сплава, однако в строительстве ее применение неоправданно ввиду высокой стоимости.

    По типу закалки арматурная проволока классифицируется на необработанную и прошедшую отжиг (имеет в маркировке литеру О). Суть термической обработки заключается в нагреве материала до заданной температуры в доменной печи и его последующего охлаждения. В результате отжига изменяется кристаллическая структура металла и разрушается внутреннее напряжение стали, что обеспечивает повышенную эластичность и механическую прочность проволоки.

    В зависимости от класса прочности изделия классифицируются на две группы В-1 (обычная) и В-2 (высокопрочной). Отличия между ними заключается в марке используемых сплавов, для изготовления проволоки В-1 применяется низкоуглеродистая сталь, для В-2 — сталь с увеличенным количеством компонентов. Материалом В-2 выполняется соединения каркасов из напрягаемой арматуры, тогда как класс В-1 предназначен для монтажа ненапрягаемых конструкций.

    2.1 Типоразмеры и вес

    Диаметр материала зависит от наличия защитного покрытия — оцинкованная проволока выпускается в диаметрах 0.2-6 мм, без покрытия — 0.16-10 мм . С завода изделия поставляются в мотках (вес от 15 до 250 кг) либо катушках (500-1500 кг). Моток должен состоять из одного отрезка проволоки, катушка — не более, чем из 3-ех.

    Приводим таблицу проволока вязальная вес 1 метра, марка ВР, наиболее востребованной на рынке:

    • ВР-1 (диаметр 1 мм) — вес 0.012 кг;
    • ВР-2 (диаметр 2 мм) — вес 0.025 кг;
    • ВР-3 (диаметр 3 мм) — вес 0.06 кг;
    • ВР-4 (диаметр 4 мм) — вес 0.1 кг;
    • ВР-6 (диаметр 6 мм) — вес 0.23 кг.

    Характерной особенностью марки ВР является наличие рифленых стенок, за счет которых увеличивается адгезия (сцепление) материала с прутками арматуры, что позитивно влияет на общую прочность железобетонных конструкций.

    Проволока "Казачка

    "

    В последнее время распространение на рынке получила проволока для вязки арматуры с кольцами, также именуемая «Казачка». Она выпускается в виде отрезков длиной 8, 10, 12 и 14 см, на концах которых расположены кольца под крючок для вязки. Соединение арматуры «Казачкой» выполняется значительно быстрее, чем стандартным аналогом, поскольку отпадает необходимость в нарезке и самостоятельном формировании колец. Поставляется материал в виде бабин, состоящих из 1-5 тысяч отрезков.

    2.2 Вязка арматуры проволокой (видео)


    2.3 Как вязать?

    Для сборки каркаса из прутков арматуры 10-14 мм нужно использовать проволоку диаметром 1.2-1.4 мм . Если материал имеет плохую эластичность бухту необходимо выдержать в течении 20-30 минут в костре, после чего дать охладиться при естественной температуре. Использовать изделия меньшего диаметра можно, однако в таком случае выполняя соединение потребуется перегибать ее в два раза.