Борона – это навесное оборудование для мотоблока, которое помогает лучше обрабатывать почву, а значит – повышает урожайность. Раньше борона тянулась с помощью лошадей. Сегодня борона крепится к минитрактору или мотоблоку. Вот почему мотоблок является важной для каждого фермера.

Куда приятнее, если борона на мотоблок сделана своими руками. Итак, сегодня мы расскажем, как самостоятельно сделать борону.

Для мотоблоков используют такие виды борон:

  • роторные,
  • зубовые,
  • фреза.

Роторная борона позволяет эффективно снимать верхний слой почвы. Глубину обработки можно регулировать – от 4 до 8 сантиметров. Ширина бороны – это очень важный фактор, который влияет на скорости обработки земли . Очевидно, что чем больше борона, тем большей должна быть мощность мотоблока. Роторные бороны имеют барабаны с острыми металлическими полосками (см. видео), которые устанавливаются под углом. Мало того, такая борона позволяет удалять остатки растений с почвы.

Роторная борона и фреза, видео


Чертеж самодельной конструкции

Дисковая борона выполняет ту же самую работу, вот только ее конструкция отличается. Здесь рабочий инструмент – это диски, которые крепятся отдельно на специальных стойках.
Зубовая борона имеет зубья, которые крепятся на одинаковом расстоянии на одной конструкции. Обычно зубья имеют длину до 30 сантиметров.

Итак, перед тем, как сделать самостоятельно борону, нужно определиться с конструкционными особенностями, а также изучить чертежи.

Устройство бороны очень простое. Это металлическая рама, которая имеет крепление для мотоблока. Чтобы можно было легко проводить ремонт, зубья нужно не приваривать, а крепить на болты.

Боронование – один из процессов обработки земли, без которого невозможно собрать хороший урожай. С помощью боронования достигается разрыхление и выравнивание верхнего слоя грунта, уничтожение сорняков, а также снижение потерь влаги. Это достигается путем воздействия на верхний слой грунта металлических инструментов – зубьев, дисков, мотыг (режущих плоскостей) – закрепленных на общей раме получившее название «борона».

Само боронование проводиться как до сева, таки после.

С мотоблоками применяются два типа борон – навесные (прицепные) и роторные. Навесные бороны крепятся спереди или сзади мотоблока, в то время как роторные устанавливаются вместо колес и за счет вращения двигают мотоблок, одновременно производя обработку почвы.

Зубовые бороны

Самый простой по конструкции и самый распространенный вид бороны для мотоблока – зубовые бороны. Они представляют собой раму, у на которой закреплены металлические зубья определенной длинны.


Зубья на раме могут размещаться различным образом. Самый распространенный способ размещения зубьев – «зигзаг». Но могут использоваться и прямоугольные блоки.

Количество зубьев и размеры рамы зависит от мощности мотоблока. Как правило, производители техники предлагают бороны для своих мотоблоков, но зубовую борону можно изготовить и самостоятельно, исходя из мощности двигателя вашего мотоблока. Такие бороны взрыхляют почву на глубину до 14 см. и соединяются с мотоблоком цепной или жесткой сцепкой.

Более сложным по конструкции видом зубчатой бороны является пружинная. Ее зубья делаются пружинными благодаря, что позволяет более качественно обрабатывать почву.

Видео борона для мотоблока.

Дисковые бороны

Обработка земли с помощью дисковой бороны для мотоблока не отличается от использования зубчатой. В качестве обрабатывающего инструмента используются сферические диски, которые могут быть гладкими или вырезанными. Последние улучшают характеристики обработки земли, но требуют чистки во время работы.


Диски размещаются на раме под определенным углом, его еще называют угол атаки. В зависимости от состояния или качества почвы угол атаки необходимо менять. Во время движения диски режут верхний слой земли, при этом измельчая его и разрезая корни сорняков.

Если боронование происходит по стерне, то лучше использовать игольчатую борону. В этом случае обработка земли будет производиться за счет воздействия на грунт игольчатых дисков, иглы которых прокалывают землю и разрыхляют ее. В зависимости от конструкции мотоблока, дисковые бороны могут крепиться на передней или задней подвеске агрегата.

Роторные бороны

Для снятия верхнего слоя грунта или обработки целинного участка лучше использовать с мотоблоком активную роторную борону.

Несмотря на относительно небольшую глубину обработки почвы (до 7 см.) она лучше всего подходит для первичной подготовки грунта на месте убранных зерновых.


В отличие от пассивных роторов, активная роторная борона для мотоблока устанавливается на валы вместо колес или почвофрезы. Именно по этой причине самостоятельное изготовление бороны не рекомендуется – неправильно рассчитанная и сделанная конструкция может привести к выходу из строя мотоблока.

Поэтому если возникла необходимость в ее использовании, то лучше купить борону для мотоблока заводского производства. При этом следует помнить, что роторные бороны отличаются друг от друга в зависимости от формы вала.

В качестве рабочей области в роторной бороне используются установленные под разными углами заостренные пластины. С их помощью и осуществляется обработка земли.

Для более эффективного применения роторной бороны, их следует устанавливать на мотоблоки имеющие коробки передач и достаточно мощный двигатель. Роторные бороны лучше использовать в комплекте с другим навесным оборудованием для обработки почвы, в этом случае борона не только обрабатывает верхний слой, но и выравнивает неровности на поверхности.


Мотоблоки – уникальная техника, которая в разы облегчает работу на земельных участках. Естественно многие владельцы такой техники оснащают ее дополнительным навесным оборудованием. Кто-то покупает его в магазинах, а кто-то решается смастерить его самостоятельно. Сегодня мы расскажем об очень необходимом для каждого хозяина мотоблока оборудовании – это борона. Разберемся, зачем она нужна, какой она бывает, и как сделать ее своими руками опираясь на чертежи.

Предназначение и виды бороны для мотоблоков

Если раньше она выглядела как связанные еловые бревна с длинными сучками, то сейчас это целая модернизированная конструкция. И это не удивительно, ведь время не стоит на месте. Такое оборудование выполняет несколько функций:

  • Оберегает землю от высыхания.
  • Выравнивает поверхность почвы.
  • Хорошо убирает сорняки с участка.
  • Разрушает верхний слой почвы.

Виды

Зубовая борона для мотоблока

Боронование мотоблоком с такой конструкцией используется в случае, когда нужно добиться ровного и рыхлого слоя земли. Зубья расположены равномерно и бывают самых разных форм и размеров: квадратные, ножевые, круглые и прочее. Длина зубьев напрямую зависит от ее веса, чем больше масса, тем длиннее зубья. Обычно их размеры колеблются от 25 до 45 мм.

Зубовые бороны могут быть нескольких типов соединения с рамой. В первом случае через пружинную стойку, а во втором – шарнирно. Также иногда можно встретить конструкции с подвижными колеблющимися или вращающимися рамами. И весьма активно используются в хозяйстве еще и ротационные бороны.
Данный вид борон делят на:

  • Общего назначения.
  • Специальные (сетчатые, шарнирные, луговые и т.д.).

Главным преимуществом данного вида оборудования является то, что она отменно снимает верхний слой грунта. Хотя с элементарным выравниванием почвы она справляется не хуже. Ее глубина может регулироваться в зависимости от целей и специфики поставленных задач, и состоит обычно с 4 – 8 см.

При ширине нужно учитывать не только габариты самого мотоблока, он и обращать внимание на размер участка. Обычно ширина конструкции находится в пределах 800 – 1400 мм.

Важно при покупке такой бороны смотреть на расположение зубцов. Они должны быть под углом, а лезвия должны иметь косую форму. Такие особенности говорят о том, что данное оборудование будет не только эффективным, но и прослужит долгие годы.

Дисковая

Суть и функции такой бороны в принципе ничем не отличается от предыдущих видов. Единственным главным ее отличием есть сама конструкция, в которой используются диски расположенные каждый на отдельной оси. Чаще всего такое оборудование используют на сухой земле. Но стоит отметить, что согласно отзывам такой навес часто ломается.

Борона к мотоблоку своими руками: как ее сделать и схемы чертежей

Прежде чем сделать борону, нужно понимать, какую конструкцию предстоит вам выполнить и нужно хорошо уметь работать с чертежами. Поскольку без эскиза и схемы сделать качественное оборудование практически невозможно.

Для роста результативности работы и увеличения урожайности используется специальное навесное оснащение – борона. В прежние времена для проведения работ на земле практиковали конную тягу, а теперь борону устанавливают на мобильный силовой агрегат – мотоблок (если делянка небольшая) либо присоединяют к трактору (когда территория возделываемой площади приличная). Потому борона для мотоблока становится крайне значимым приспособлением для каждого понимающего агрария, а когда она изготовлена собственными руками, то и объектом гордости.

Разновидности и их структура

Имеется несколько вариантов орудий для рыхления почвы, различающихся по конструкции и обладающих рядом характерных свойств.

Бороны делятся на такие виды:

  • роторные (ротационные);
  • дисковые;
  • зубовые.

Роторное сельхозорудие

Если говорить о бороне роторного типа для мотоблока, ее основной плюс – оптимальное снятие верхнего пласта грунта. Разровнять с ее участием землю - также не вопрос. Глубина рыхления почвы колеблется от 4 до 8 сантиметров, ее можно регулировать, беря за основу особенность работ.

Очень важен и размер бороны по ширине, тут принимается в расчет не только ресурс мотоблока, но и площадь возделываемого участка. Как правило, данная величина равняется 800–1400 миллиметрам. Подобные параметры объясняются возможностью комфортно работать, лавируя на участках с маленькой площадью.

Роторные бороны промышленного изготовления выполнены из квалитативного металлического сплава, дающего возможность активно использовать оснащение в течение десятков лет (при соответствующем уходе и техобслуживании).

На качественных сельхозорудиях лезвие обладает косой конфигурацией, а зубья находятся под углом к земле, имея идеальный угол вторжения для качественного рассечения грунта, его выравнивания и устранения сорняковых растений.

Дисковое приспособление

Дисковая борона применяется на сухих почвах, она исполняет ту же функции, что и ротационная, но совершенно различается по структуре. Тут ключевыми компонентами рыхления являются диски, которые по конфигурации сходны со звездами. Они стоят на одном валу под конкретным наклоном, гарантируя предельное проникновение в почву.

Зубовая борона

Культивация мотоблоком с подобным приспособлением практикуется, если необходимо получить равномерный и рассыпной пласт грунта. Зубья располагаются мерно и могут иметь всевозможную конфигурацию и размеры: квадратная, ножевая, круглая и так далее. Высота зубьев зависит непосредственно от массы сельхозорудия: чем выше вес, тем выше зубья. В основном их параметры варьируются от 25 до 45 миллиметров.

Данная оснастка может иметь несколько способов агрегатирования с шасси. В одном варианте посредством пружинной стойки, а в другом – шарнирно.

Зубовая борона подразделяется на:

  • оснастку общего направления;
  • специализированную (сетчатая, луговая, шарнирная и другая).

Как сделать своими руками?

Для того чтобы заняться самостоятельным созданием бороны для мотоблока, в первую очередь потребуются толковые чертежи. И обучаться их составлению рекомендуют на образце самого незамысловатого сельхозорудия – зубовой бороне, которая в синтезе с мотоблоком будет благополучно справляться с запашкой мелкого посевного и прочего материала, а также предпосадочным разрыхлением грунта. С виду она будет выглядеть как рама-решетка с приваренными зубьями или же прикрепленными к ней болтами.

  1. Непременно надо оборудовать переднюю сторону зацепным приспособлением. Зацепом может являться и обычный брус с отверстием, который помещается в трубку тягово-прицепного устройства с фиксацией посредством цилиндрического либо конического стержня. Промеж зацепа и шасси после полной сборки необходимо приварить подвижные цепи.
  2. Чтобы орудие для разрыхления почвы для мотоблока вышло надежным , решетку предпочтительнее варить из надежных уголков либо трубок с квадратным сечением и толщиной стали более 3 миллиметров. Придавать ей законченный вид можно клетью с элементами, расположенными поперек и вдоль. В процессе сборки конструкции необходимо отслеживать, чтобы всякий сегмент данной решетки находился под углом 45 градусов наклона к прямой, по которой передвигается мотоблок ради уменьшения изгибающих напряжений. Дополнительно нужно принять в расчет, что вся несущая основа обязана вписываться в границы рукоятей мототехники. По габаритам приемлемо сделать ее самое большее в один метр – шире осилит разве что настоящий трактор.
  3. Далее необходимо приготовить клыки высотой 10–20 сантиметров. В этом качестве прекрасно себя показала армирующая сталь диаметром 1,0–1,8 сантиметра. Тут самое главное - следовать принципу: чем длиннее – тем толще. Кроме того, зубья подвергаются закалке и точатся перед операцией приваривания их к решетке. Там их следует размещать в 10 сантиметрах между собой (более редкое расположение малоэффективно). Возможна установка зубьев с незначительным сдвигом через ряд, чтобы их было более комфортно варить и они делали возможной необходимую глубину рыхления. Наряду с этим необходимо сбалансировать, чтобы их противодействие было сориентировано симметрично валу тяги, в противном случае мотоблок начнет «вертеть хвостом», в результате чего бороновать им не получится.

Дисковое сельхозорудие является наиболее усовершенствованной модификацией , осуществляющей больше мероприятий при возделывании почвы. В домашней обстановке дисковую борону можно создать исключительно для мототехники культиваторного вида (мотокультиватора). Изготавливаются 2 трубы, они должны обладать надежной фиксацией на оси мотокультиватора. Ввиду сложности реализации данной работы на дому потребуется отдавать ее на предприятие токарю либо пользоваться валами от неисправного мотокультиватора. Суммарная длина трубы должна составлять не более одного метра – мотокультиватор не осилит чересчур тяжелое приспособление.

На оси монтируются диски диаметром приблизительно 25 сантиметров. С целью снижения противодействия на них вдоль кромок производят надрезы углошлифовальной машинкой через каждые 10 сантиметров длины окружности.

Отверстия для посадки дисков делаются немного больше диаметра осей. Диски монтируются с незначительным уклоном к центру вала. С левого края оси уклон в одном направлении, с правой – в ином. Количество дисков берется такое, дабы они обоюдно восполняли один другого по уклону – в основном их устанавливают через каждые 5 сантиметров.

Создание дисковой бороны собственными силами намного сложнее, чем изготовление зубчатого образца. Самодельное устройство требует наиболее четкого соблюдения размеров элементов (в строгом соответствии со схемой). Легче приобрести недорогую китайскую и подвергнуть ее доработке, на совесть проварив все сварные швы, чего, как правило, на заводе не выполняют.

Заключение

Изготовить борону для мототехники собственными силами просто, но для этой цели требуются, согласно правилам, разработанные схемы, чертежи, исходные материалы и инструменты. Выбор приспособления напрямую зависит от способностей умельца и намерений применения устройства.

О том, как сделать борону для молоблока своими руками, смотрите в видео ниже.

Для работы любого навесного оборудования с мотоблоком Нева необходимо его соединить с агрегатом. Для этого есть специальное устройство – сцепка. Оно бывает нескольких видов, давайте разберёмся с особенностями каждого из них.

Сцепка для адаптера АПМ (для работы с плугом и окучниками)

Это сцепка предназначена для подсоединения к адаптеру различного навесного оборудования. Такого как плуги, картофелекопалки и окучники. Конструкция сцепки позволяет надёжно зафиксировать оборудование к мотоблокам Нева при помощи всего трёх болтов.

Этот вид сцепки позволяет регулировать угол наклона навесного оборудования при помощи болтового механизма. Эта функция позволяет наклонить мотоблок Нева, а плуг будет идти перпендикулярно к земле.

Поскольку в основном эта сцепка предназначена для использования плугов и окучников, то есть возможность установки двойной или тройной сцепки, чтобы к нему можно было сразу подсоединить несколько рабочих элементов.

Это модификация универсальной сцепки для мотоблока Нева. Её главным отличием является то, что можно не только регулировать высоту погружения, но и изменять угол наклона во всех плоскостях. Максимальный угол наклона в горизонтальной плоскости составляет ± 20 °, а в вертикальной ± 27 °.

Это сцепка особая сама по себе, поскольку выпущена заводом ООО «Мобил К» исключительно для сцепки с их оборудованием ОН-2 и Крот. Заводом был продуман отдельный вид сцепления, который в комплекте не поставляется, а приобретается отдельно.

Возможно ли сделать сцепку для мотоблока своими руками?

При изготовлении сцепки своими руками наиболее правильным будет выбрать универсальный вариант, поскольку 90 % навесного оборудования работает именно с этим видом сцепления.

Необходимо учесть, что на сцепку будет идти большое давление. Поэтому следует выбирать исключительно крепкие материалы с крупного листового металла.

В основе универсальной сцепки лежит П-образное крепление. Для его изготовления лучше всего подходит квадратный швеллер, он должен быть размером 40х40 мм.

В этом швеллере делаются отверстия, которые будут служить для фиксации сцепки при помощи штыря. Поэтому следует изначально изготовить штырь из высококачественной стали, а затем под размер штыря сверлить отверстия в креплении.

Для дальнейшей установки навесного оборудования следует подсоединить кронштейн. Его длинную часть следует направить вниз или вверх, чтобы у подсоединённого оборудования не было помех при движении. Не следует делать его слишком длинным, чтобы не допускать прикасание с землёй.

Отзывы владельцев

Вот что пишут люди на форумах о сцепке для мотоблока Нева:

Степан пишет:

«Долго выбирал, какую сцепку использовать. Ведь устройство у них похожее. Думал сделать самому, но не стал заморачиваться и купил универсальную сцепку Н. Она, как мне показалось, наиболее эффективная, многогранная и совместимая со всем оборудованием, которое у меня есть. Да ещё и плюс официальная гарантия. С тех пор нареканий на работе не было»

Василий пишет:

«Купил я для работы плуг Крот. Поскольку он был одним из самых дешёвых вариантов, а переплачивать не хотелось. Всё-таки они похожие и функционально одинаковые. Какого же было моё удивление, когда дома я не смог его соединить с моей сцепкой. На следующий день пошёл в магазин, чтобы выяснить, в чём проблема. На что мне продавец сказал, что забыл упомянуть об особой сцепке этого плуга. Пришлось покупать ещё дополнительно сцепление. Вот тебе и пословица, что скупой платит дважды наглядно…»

Бороны

Борона предназначена для перемешивания верхнего слоя почвы (для равномерного удобрения, увлажнения или аэрации почвы) и приведения её в однородное состояние (убирает корку на земле, разбивает комки, удаляет сорняки). На официальном сайте производителя мотоблоков Нева представлена одна официальная модель бороны.

Борона БД 850М (лущильник)

Борона разбивает большие куски (глыбы) почвы на более мелкие, благодаря этому почва дополнительно впитывает влагу и кислород. Эти два фактора являются обязательными для выращивания сельскохозяйственных культур.

Борона оборудована 8 дисками из высококачественной стали. Они сменные и при желании старые можно легко поменять на новые. Диски затачиваются на заводе по специальной технологии, благодаря этому они не затупляются в течение длительного периода эксплуатации.

Диски устанавливаются на ось. Эти оси закреплены на сверхпрочных тефлоновых подшипниках.

Угол борозды можно изменять в зависимости от условий:

  • Наклон в 10 ° применяется при агрессивном бороздовании;
  • Наклон в 15 ° используются при стандартном бороздовании;
  • Наклон в 20 ° используются при мягком бороздовании.

Если обрабатывается твёрдая порода и диски проскакивают, то для их погружения в землю можно использовать утяжелитель. Для этого сверху есть специальная продуманная площадка.

Чтобы достичь максимального результата бороздования, можно использовать две последовательно подсоединённые борозды. При этом первый агрегат сбрасывает землю внутрь, а второй наружу.

Можно ли изготовить борону своими руками?

При желании борону можно собрать и самостоятельно, в этой конструкции нет ничего сложного.

Проще всего изготовить зубчатую борону. Она чуть менее эффективна, чем дисковая, но в устройстве намного проще.

Для этого понадобится всего лишь квадратная труба, зубья и болты.

Необходимо разрезать трубы и подсоединить их друг к другу под углом примерно в 30 °. А на месте их соединения вставить зубья и закрепить их болтами.

Для соединения с мотоблоком можно использовать обычную цепь или изготовить устройство для сцепления при помощи обычной металлической трубы.

Но только это конструкция будет часто выпрыгивать из земли, её нужно дополнительно утяжелить чем-либо. Идеальным вариантом решения проблемы будут шлакоблоки или любые тяжёлые металлические конструкции. Но не следует переусердствовать, поскольку соединительные элементы должны выдержать вес всей конструкции.

Видео-обзор

На видео продемонстрирован процесс изготовления такой бороны:

А вот видео работа бороны в действии и результат проделанной работы:

Что говорят владельцы

А вот несколько мнений людей, которые уже работали с боронами на мотоблоках Нева.

Алексей пишет:

«Борону я решил сделать самостоятельно, поскольку её конструкция мне была интуитивно понятна. Поэтому немного пораскинув мозгами, и пособирав информации на форумах, смог без проблем сделать. Всё что нужно было это штыри и трубы для их крепления. Простота - залог успеха)»

Утяжелители

Утяжелители используются для придания конструкции большего веса. Это необходимо в тех случаях, когда оборудование «перепрыгивает» почву и работает прерывисто.

Утяжелители могут быть как для самого мотоблока, так и для навесного оборудования к нему.

Утяжелители для мотоблока Нева

Официальный производитель предлагает купить утяжеление у него на сайте. Они есть двух видов.

Груз-утяжелитель «Нева» Груз-утяжелитель

Первые изготавливаются в форме дисков, они предназначены для утяжеления колёс или оси мотоблока. Диски улучшают грунтозацепляющие свойства, вес одного диска составляет 10 кг.

Вторые производятся в форме цилиндра, который крепится только на штырь мотоблока. Тем самым отягощая его раму, вес одного такого цилиндра составляет 17 кг.

Но не стоит сразу покупать утяжелитель. Ведь это не навесное оборудование. Его задачей является утяжеление конструкции. Может быть, у Вас просто дома есть шлакоблок, металлическая гантеля или что-либо другое весом около 10 кг? Так просто повесьте его на мотоблок, и результат будет таким же.

Но эти манипуляции следует проводить правильно, поскольку в противном случае есть большой риск соскакивания утяжелителя с крепления и нанесения повреждений человеку.

Видео-обзоры

Вот пример, как можно сделать и установить утяжелитель для мотоблока Нева самостоятельно:

А на этом видео говорится о том, как правильно установить дисковый утяжелитель непосредственно на сами колеса для мотоблока Нева: