Открытая в 2010 году 828-метровая башня Бурдж-Халифа в городе Дубай стала самым высоким здание на планете, символом триумфа инженерного гения. Но не долго ей суждено быть рекордсменом. В разных частях Земли уже вовсю идет подготовка к строительству еще более высоких и сложных небоскребов , каждый из которых имеет высоту не менее километра .

Sky City. Китай

Башня Sky City, хоть и будет иметь высоту чуть меньше километра, но этот проект, скорее всего, первым побьет рекорд Бурдж-Халифы с ее 828 метрами от основания до вершины шпиля. Проект предусматривает строительство ступенчатой 838-метровой башни в китайском городе Чанша, на 202 этажах которой расположатся жилые квартиры, отели, учебные заведения, больницы, офисы, магазины.

Но интересна не столько рекордная высота Sky City, сколько невероятно быстрые темпы строительства этого здания. Компания Broad Sustainable Building, которая будет его строить, известна на весь мир тем, что возводит высотные дома всего за несколько дней. Вот и этот небоскреб она планирует соорудить всего за 90 суток плюс 120 дней подготовки площадки к строительству.

Строительство этого небоскреба должно было начаться летом 2013 года, но пока что откладывается. Правда, подготовительные работы на площадке на месте, где вырастет Sky City, постепенно идут.

Azerbaijan Tower. Азербайджан

Построить у себя самый высокий в мире небоскреб хотят и в Азербайджане. Растущие доходы от продажи нефти и газа позволяют реализовывать в этой стране весьма крупные социальные и инфраструктурные объекты, к примеру, строительство искусственного архипелага Khazar Islands, высотной доминантой которого станет 1050-метровая башня Azerbaijan Tower .

Возведение архипелага началось еще несколько лет назад. Сейчас на нем выросли первые общественные, жилые и офисные сооружения, а строительство самой Azerbaijan Tower начнется, как ожидается, в 2015 году.

Инвесторы проекта обещают ввести в эксплуатацию здание Azerbaijan Tower в 2019 году, а весь искусственный архипелаг закончить к 2020.

Kingdom Tower. Саудовская Аравия

Но все-таки большинство проектов сверхвысоких зданий планируется реализовать в богатых арабских странах. К примеру, Саудовская Аравия живет идеей возведения самого высокого здания в мире - не дает им покоя Бурдж-Халифа в соседних Объединенных Арабских Эмиратах.

Строительство небоскреба Kingdom Tower началось в 2013 году в городе Джидда. Высота этого 167-этажного здания составит чуть выше 1000 метров. Точные данные пока что неизвестны - они появятся только после введения объекта в эксплуатацию. Инвесторы боятся их огласить, опасаясь, что кто-нибудь построит сооружение всего на несколько метров выше и побьет рекорд.

Kingdom Tower станет центральной частью многофункционального комплекса Kingdom Center - целого города, состоящего из жилых, офисных, гостиничных, торговых и развлекательных сооружений, общая стоимость которого составит 20 миллиардов долларов.

Madinat al-Hareer. Кувейт

Хотят построить километровый небоскреб и в Кувейте. В июне 2014 года там был окончательно утвержден проект здания с названием Madinat al-Hareer, высота которого составит 1001 метр.

Название «Madinat al-Hareer» переводится как «Шелковый город», что намекает на славную историю Кувейта в те времена, когда он был одним из мировых центров шелковой торговли. Изначально планировалось, что этот небоскреб будет возведен к 2016 году, но, судя по всему, этот срок будет перенесен, как минимум, на два года.

Dubai City Tower. Объединенные Арабские Эмираты

Дубай смотрит на перечисленные выше проекты с опаской - они уже в самом скором будущем могут побить высотный рекорд небоскреба Бурдж-Дубай. Но, с другой стороны, и в этом городе не сидят, сложив руки. Там полным ходом идет работа над созданием проекта первого в мире двухкилометрового здания.

В качестве основы для конструкции Dubai City Tower взята Эйфелева башня. Но размеры этого арабского небоскреба будут в семь с половиной раз больше, чем у французского прототипа. Высота будущей башни составит 2400 метров.

400 этажей небоскреба Dubai City Tower будет соединены между собой не только лифтами, но и вертикальным поездом, который может передвигаться со скоростью 200 километров в час и доставлять людей с нижнего этажа на верхний за считанные секунды.

Журнал eVolo Magazine выбрал победителей конкурса на самую передовую конструкцию небоскребов. Эти проекты еще не реализованы, однако они дают представление о том, как мы будем жить через несколько десятилетий.


Победители eVolo Skyscraper Competition 2014

Первое место было присуждено Ен Джу Ли из США. Его проект под названием “Народная универсальность” (см. ниже) переосмысливает традиционную корейскую архитектуру в современном видении, которое предполагает строительство высотных многофункциональных зданий. Небоскреб имеет изогнутую крышу, которая позволяет регулировать количество солнечного света, который проникает внутрь. При проектировании этого здания не обошлось и без традиционных деревянных элементов, которые крепятся без гвоздей.

Второе место заняли американские архитекторы Марк Тэлбот и Дэниель Маркевич.

Их проект называется “Монстер Маринетти”, который предполагает строительство целого города в… небе Детройта. Здесь будут свои улицы и пешеходные дорожки, которые будут переплетаться, создавая каркас. В итоге получится вертикальный город со множеством огней. Таким образом архитекторы решили воскресить известный американский город, который находится в состоянии упадка.

Обладателями “бронзы” стали Ю Хао Лю и Руи Ву из Канады,
создавшие проект “Возрастающий небоскреб”. В рамках своего проекта архитекторы-футурологи взяли за образец структуру углекислого газа.

Поощрительные премии eVolo Skyscraper Competition 2014

Творение группы китайских архитекторов Кви Сонга, Канг Пенфея, Бай Йинга, Рена Нуйоа и Гуо Шена представляет собой небоскреб среди пустыни. Они хотят сделать свой проект туристической достопримечательностью. Здание состоит из двух частей - наземной и подземной. Подземная часть предполагает строительство линии метро. Комплекс будет построен, вернее напечатан на 3D-принтере, из обожженного песка.

Когда люди болеют, они, как правило, обращаются к врачу. А если “болеет” город, то он может обратиться к…небоскребу. Японские архитекторы Юн Сунг Хсиао, Юко Очиаи, Джиа Вей Лиу и Хунг-Лин Хсей придумали исследовательский центр, который оценивает состояние окружающей среды города и помогает ее исправлять. Благодаря передовым современным технологиям будет исследоваться степень солнечного излучения и уровень радиации.

Небоскреб архитекторов Генри Смита, Адама Вудварда и Пола Аткинса представляет собой высотную конструкцию, которая служит взлетно-посадочной установкой для самолетов.

Проект предлагает по-другому взглянуть на проблему общественного транспорта. Авторы Кристофер Кристофи и Лукас Мазарраза из Великобритании хотят решить проблему городского трафика при помощи небоскреба с вертикальной железнодорожной системой. По мнению архитекторов, этот проект не только разгрузит городские улицы, но и повысит энергетическую безопасность транспорта, а также снизит выброс углекислого газа.

Небоскреб разработчиков Джи Хуан, Куаован Тан, Ивей Ю и Чжэ Хао (Китай) состоит из водонапорной башни, лесной пожарной станции, метеостанции, а также из научно-исследовательской лаборатории. Его предлагается построить рядом с рекой Амазонкой, чтобы предотвращать пожары в сезон дождей и орошать почву.

Проект архитектора Петко Стоевски из Германии называется Новая Вавилонская башня. Эта стальная конструкция также должна быть построена среди пустыни. Башня скапливает горячий воздух, а затем преобразует кинетическую энергию в электрическую. В здании находятся фотоэлектрические панели, которые надежно защищены от пыли.

Тибо Депре из Франции предложил построить небоскреб из бамбука. Такое здание выстоит даже при сильном землетрясении.

Проект россиянина Алексея Умарова. Его “Фильтр Небоскреб” распознает уровень угрозы загрязнения окружающей среды. Он “вдыхает” все вредные газы и очищает воздух.

Победители eVolo Skyscraper Competition 2015

Первое место: сущность небоскреб. Эва Odyjas, Агнешка Morga, Конрад Басан, Якуб Pudo, Польша. Вдали от повседневной рутины, в плотном центре города, в секретный сад, который сочетает архитектуру и природу рождается. Основная цель этого проекта заключается в нерабочее положение архитектурные явления в городской ткани. Основная часть здания делится на 11 природных ландшафтов. Они предназначены для формирования экологически обоснованного последовательность, открытый для публики, которая включает обширные планы открыт для пола, которые образуют эффектные пространства с водой полы, аквариумы поднял до 30 метров над землей, и джунглей среди других природных сценариев. Пейзажи последовательность может стать переменная набор маршрутов, посвященных различным оттенков приключений.

Второе место: Невидимый Восприятие: Шанти-Scaper. Suraksha Bhatla, Шаран Сундар, Индия. Шанти-скребок стремится обеспечить уникальное решение для рыбаков Nochikuppam расположенных на пляже Marina Bay.
Вертикальная структура самострой преимущественно состоит из пост-строительного мусора, например труб и арматуры, что в решающей степени сформулировать структурную стабильность.

Третье место: Cybertopia: Будущее одной архитектуры пространства, Смерть Аналогичные городов. Егор Орлов, Россия. Комплексное пространство структура будущих мегаполиса сочетает в себе физические и цифровые миры. Жилая площадь небоскреба представляет постоянно растет и развивается пространственное комплекс. Серия каркасных и пространственных элементов, которые печатаются 3D-принтер или дронов строительства, выполняют роль структур для последующего местного консолидации и изменения.

Облако Захват: Taehan Ким, Джи Ли Seoung, Юджин Ха, Республика Корея. Занимаясь и перераспределение облаков. Освобождение от облака, где они находятся богатые, чтобы мало начал менять цвет планеты Земля. В засушливые пустыни-желтые превращается себя как свежий зеленый цвет. Изменения в природе были только начало всех других преобразований, чтобы следовать.

Воздушный Памятник: Атмосфера База данных. Ши Юйцин Ху Ифэй Чжан Juntong, Шэн Zifeng Он Янан, Китай. "Мы надеемся, что в этом мемориальном здании, он может получить образцы атмосферу автоматически каждый год, и хранить образцы с разумной системы.

Исследование Арктики: многофункциональный комплекс в Диксон-Харбор. Николай Зайцев, Елизавета Лопатина, Россия. Этот проект основан на полной трансформации арктического порта концентратора. . Это необходимо для создания комфортной работы и среды обитания транспортной инфраструктуры Севморпути.

Первоначальная идея заключается в разработке отдельного антропогенного микрокосм, отделяется от суровых условиях Арктики, но на основе динамического равновесия между людьми и природой.

Вертикальные Фабрики в Нью-Йорке: Стюарт Битти, Соединенное Королевство. Этот проект исследует возможность альтернативы неэффективной горизонтальной промышленной застройки с учетом перспективы нового головокружительного архитектурного типологии в виде вертикальной завода, посвященной стабилизации и реинтеграции изготовления в центральной части города Brooklyn.

Глубокие Оболочки: Новый небоскреб Типология в Нью-Йорке в качестве адаптивного организма. Йонгду Choung, Ge Чжан, Ван Chuanjingwei Южная Корея, Китай. Этот проект позволяет избежать типичного небоскреба и стремится создать новую типологию.

Вместо приближается дизайн с существующей архитектурной методологии, дизайн подходить с кожей. Чтобы быть точным, исследование сосредоточено на, а не на кожу существующего архитектуры, но, кожи живого организма, акулы кожу, для того, чтобы утвердить свою систему для дизайна фасада.

Другие участники конкурса небоскребов будущего:

Окулус вертикальный сообщество. Это место, чтобы жить, работать, и общаться с природой. Здание является примером новой городской высотный типологию, где можно испытать состояние человека, как это предназначается, чтобы быть, полный жизни.

Башня используется обычный высотное технологии в сочетании с достижениями в области науки и материального. Основу башни будет центральное ядро, которое используется для первичной структуры. Этот центральный позвоночника будет обслуживать, чтобы обеспечить часть вертикального движения и обслуживания для башни. Орбита периметр ядра будет вторичные структуры, которые предусмотренные быть полностью модульные вторичные единицы. Построенный полностью от-сайте на заводах с использованием возобновляемых источников ресурсов, таких как лесной древесины.

С большим количеством существующих в тропосфере ветра, мы разработали этот ветер поколения электростанция, которая будет основной источник питания для системы электроэнергии вместо ископаемого топлива в будущем.

Мы мыслим небоскреб, расположенный недалеко от тропика Козерога / Рак (в основном находится на востоке Северной Америки и Азии, Южного океана между Африкой и Антарктидой, Северной Африки, и к востоку от Австралии).

"Земля Освободитель" небоскреб ряд небоскребов, расположенных в Пекине в будущем, чтобы поглотить высотные здания на земле во внутреннее пространство этого и поставить общественные здания, улицы, жители на вершине, для того, чтобы освободить землю от человеческой деятельности, таким образом, растения и животные вернутся, чтобы жить на ней.

Re²iffel ищет понятие структуры, тело, а не концепции функций, для высотное выполнить цели справедливости, обеспечивая комфорт и приют для будущих угроз изменения климата, где экстремальные концы ли условия будут меняться чаще. Концепция основана на традиционной комбинации несущей фасада и жесткой шахты лифта, которые вместе в виде структуры тонких оболочек в форме шатра создает очень стабильный и прочный каркас для высотного использования.

Edgar Street Tower — новый небоскрёб из Америки .

Edgar Street Towers - проект будущего небоскрёба, разработанный архитекторами из компании IwamotoScott.Новый небоскрёб планируется возводить в Нижнем Манхэттене. Данный гибрид является образцом для возведения подобных зданий. Так же, данная башня обещает стать эталоном совмещения исторически сложившихся городских улочек и сверхсовременных строительных инноваций.

Новый небоскрёб по своему архитектурному дизайну мало чем отличается от остальных высоток в Манхэттене, однако здание является экологичным и относительно лёгким. Эта лёгкость и экологическая чистота достигнуты за счёт строительства башни из лёгких композитных материалов, которые удерживают свою прочность гораздо дольше, чем традиционные материалы, такие как бетон и закалённая сталь.

Многоэтажный комплекс нового небоскрёба включает в себя офисные помещения, общественные заведения, торговый центр и жилые номера гостиницы, огромнейший аквариум, который способен осуществлять автоматическое кормление рыб и отчистку воды внутри себя, а так же огромная баблиотека.

В ночное время данная башня светится всеми цветами радуги, что придаёт зданию более эффектный вид. Энергия же на всё это освещения доставляется из аккумуляторов, которые заряжаются в дневное время суток от солнечных батарей, которые незаметно расположились на самой верхушке небоскрёба.

Гармонично адаптируясь среди городского ландшафта и не тратящий электроэнергию городских сетей, данный небоскрёб обещает стать эталоном высотного строительства для всего мира. Интересный дизайн здания несомненно не останется незамеченным!

Absolute Towers — проект высоток в Канаде

Канада - это самое северное государство на континенте Северная Америка. К концу этого года в одном из городов Канада Торонто должно завершиться строительство двух удивительных башен, которые построены так, что своим архитектурным дизайном напоминают северное сияние. Разработкой проекта высоток занималась корейская команда архитекторов MAD Architects.

Ещё в 2006 году компания MAD Architect выиграла конкурс проектов высоток для Торонто, который проводился властями города. В данный момент строительство этих башен практически завершено, осталось лишь довести до ума мелочи. Власти города Торонто заявили, что Absolute Towers могут стать наикрасивейшими высотками Северной Америки и международным «магнитом» для туристов. Проект высоток получился очень интерсным — непрерывные ленты балконов, полностью опоясывающие башни со всех сторон, обозначают уровень каждого этажа здания и создают уникальную современную эстетику. Свободная от стереотипов, манера возведения жилых домов нового поколения позволяет поднять архитектурный уровень Канады на новый уровень, а интересный дизайн привлечёт новых туристов в город. Пусть данное здание расположено в пригороде, но о нём знает уже весь мир, по крайней мере те, у кого есть интернет.

Новаторский дизайн, парящий над ещё не застроенным горизонтом, обещает обеспечить во всех квартирах панорамный вид на весь город, озеро и сохранившуюся в регионе зелёную посадку. Наверняка, найдётся огромное количество желающих посетить данный жилой дом, оформленный в виде северного сияния.

Chicago Spire — Новый небоскрёб Чикаго

Америка, страна, где всё основано на технике. Вот поэтому в Чикаго они решили возвести огромный небоскрёб, напоминающий обыкновенный саморез. Разработчиком этого дерзкого проекта стал известный архитектор из Испании - Сантьяго Калатрава.

Не случайно для строительства выбрали именно Чикаго, ведь на сегодняшний день этот мегаполис является как бы в центр, а по совместительству и живой учебник архитектуры. Именно этот город является лидером по количеству высотных зданий. Здесь же находится всемирно известный небоскрёб Чикаго Seats Tower.

Новая башня - гигант будет состоять из 150 этажей и, как сообщалось ранее, будет иметь форму самореза или сверла(кому как нравится). После окончания строительства, данный небоскрёб обещает стать самым высоким зданием в США. В данном «Сверле» планируется расположить 2000 квартир, развлекательный центр, салон красоты и даже частный театр. Удивительно, ведь Chicago Spire на земле займёт на земле площадь всего в 0.9гектара. Самая главная отличительная черта нового небоскрёба Чикаго - различие всех помещений друг от друга, то есть не будет ни одного одинакого помещения, все комнаты, квартиры и даже огромные залы развлекательного центра и театра будут иметь совершенно разную форму.

Как заявил главный архитектор этого здания Сантьяго Калатрава: «Изюминкой этого здания станет его необычная форма, напоминающая сверло». С подъемом на этаж, будет замечаться «вращение» башни, а угол между предыдущим этажом составит 2.5 градуса. В итоге верхушка башни будет повёрнута на 360 градусов от своего фундамента. Подобный эксперимент в строительстве встретился впервые. Как заявили все архитекторы планеты: «Это довольно смелый шаг». Американские строители уверены, что им удастся возвести Chicago Spire вовремя. Новый небоскрёб Чикаго обещаеть стать отличным дополнением к Чикаго и его новой изюминкой. Этот проект будущего небоскрёба непременно заинтересует туристов со всего света!

Башня Россия — новое чудо архитектуры

Москва в последнее время отличается огромным темпом высотного строительства в самом городе, прочём этот темп постоянно возрастает. Новый проект от российских архитекторов «Башня Россия» будет стоить около 4 млрд долларов США, и будет возведёт в новом районе Москвы - Moscow-City.

Многие из градостроителей Москвы одобряют дизайн данной башни, которая к 2014 году расположится в 4 километрах от Кремля на Нагатинском полуострове. Мер Москвы, Сергей Собянин так же похвалил дизайн данного небоскрёба, утверждая, что дизайн архитектуры «Башня Россия» кардинально отличается от кубов и сфер зарубежных архитекторов.

Фостер(производитель башни) заявил, что «Башня Россия» станет самой настоящей достопримечательностью Москвы, ведь аналогичного здания этому нет нигде в мире. Так же по мнению того же Фостера, проект будущего архитектурного сооружения является наиболее удачным сочетанием компактности, современного дизайна и новых технологий.

«Башня Россия» будет оснащена «умной» крышей, которая позволит как можно большему количеству света приникать в глубь здания. А специальными панелями, выдвигающимися летом и скрывающимися зимой, будет образован небольшой парк для сохранения тепла и озеленения города Москвы.

В башне будут располагаться 2 театра, кинотеатр Imax, офисы, музей, 2 смотровые площадки и автостоянка на 14000 мест. Русская башня обещает стать символом Москвы 21 века. Этот проект будущего действительно грандиозен!

Самый высокий небоскрёб Бурдж Дубай

Дубай растёт быстрей любого другого города на земле. Тысячи подъёмных кранов и целые армии строителей работают круглые сутки, превращая Дубай в место которым будет восхищаться весь мир. Центром этого грандиозного плана является небоскрёб Бурдж Дубай — высочайший небоскрёб в мире, который имеет грандиозный, уникальный и интересный дизайн. Это результат последнего исторического скачка строительной инженерной мысли. Это проект будущего!

Чтобы понять, как небоскрёб Бурдж Дубай может достичь столь огромной высоты следует вернуться в прошлое и посмотреть, как начиналась история небоскрёбов. Первый прорыв произошёл в 19-ом веке, когда было построено здание высотой всего 43 метра.

Итак, прорыв 1-ый — перемещение.

Первое препятствие на пути к небоскрёбам это лестница. Люди с неохотой поднимались на верхние этажи. Лестницы были длинными тёмными. Желающих, подниматься выше 2-3 этажа, было мало. У этой проблемы есть очевидное решение — лифт, но первые лифты имели один смертельно опасный недостаток. Они падали когда рвался трос и ничто не могло их остановить. Позже было создано устройство, которое могло почти мгновенно остановить падающий лифт. Лифты изменили до неузнаваемости городской пейзаж. Начало этому было положено на углу оживлённой улицы в центре Нью-Йорка.

В небоскрёбе Бурдж Дубай идея лифта принимает экстремальные формы. Здесь более 160 этажей, высота и масштабы небоскрёба требуют от инженеров, разрабатывающих лифты, почти невозможного. В Бурдж Дубай смогут одновременно находиться 35000 человек — население небольшого города. Масса народа будет непрерывно входить, и выходить из здания, создавая огромную нагрузку на лифты. Чтобы справиться с этим гигантским потоком, в Бурдж Дубай было спроектировано 53 лифта, некоторые из которых способны развивать скорость свыше 35 км/ч и подниматься на высоту 120 этажей менее чем за 50 секунд, самый большой из них вмещает до 46 пассажиров. Остановить такую махину в случае аварии — задача невероятной сложности. Как только лифт в Бурдж Дубай превышает установленный лимит скорости, включаются аварийные тормоза.

Итак, 2-ой прорыв — материалы.

Каркас небоскрёба Бурдж Дубай сочетает всё лучшее, что может быть в стали и камне. В его конструкцию входит более 30000 тонн стали. Металл внедрён в искусственный камень — бетон. Усиленный таким образом костяк здания облучён высокотехнологическими шторами из стекла и металла. Стены крепятся к каркасу Бурдж Дубай секциями высотой до 2-х этажей. Панели стен жёсткие, а соединения между ними подвижные. Стена — шторы для Бурдж Дубай стоит сотни млн. долларов. Поэтому прежде чем укрепить её на месте, инженеры испытывают на прочность её секции.

Строительство Бурдж Дубай приближается к завершению ещё на один шаг. Теперь перед инженерами стоит новая задача - как помешать палящему солнцу пустыни превратить эту чарующую взор стеклянную башню в гигантскую печь.

Прорыв 3-ий - температура.

Кондиционеры сделали возможным появление небоскрёбов подобных Бурдж Дубай в самых жарких местах планеты. На всей земле, пожалуй, не найдётся места, где кондиционеры значили больше, чем они значат в Дубае. Температура в тени здесь легко достигает 400C, а средняя влажность составляет 90%. Это поистине экстремальные условия для небоскрёба. Ключ к тому, чтобы огородить Бурдж Дубай от палящего солнца пустыни - «одеть» здание в стеклянную кожу. Внешнее стекло покрыто тонким слоем металла. Этот слой отражает ультрафиолет, который иначе бы нагревал здание, но эта защита бессильна против инфракрасных лучей, которые солнце посылает в изобилии. Чтобы справиться с ними, на внутренний слой стекла нанесён тонкий слой серебра. Более 30000 стеклянных панелей. Этого количества хватило бы, чтобы покрыть 17 футбольных полей, будут защищать Бурдж Дубай от палящего солнца.

И вот, строительство небоскрёба Бурдж Дубай завершено, и он стал высочайшим сооружением, когда-либо созданным человеком на земле. Бурдж Дубай является величайшим небоскрёбом мира до тех пор, когда кто-то не построит ещё больший.

Башня London Bridge Tower

Лондон всегда славился своей шикарной архитектурой. Величественные замки, известный мосты - все это в совокупности с современным строительством придает городу особый статус. И в связи с будущей Олимпиадой в 2012 году в Лондоне, британцы стали бурно строить новые стадионы, отели и небоскребы. Одним из таких высотных зданий станет London Bridge Tower.

Башня London Bridge Tower обещает стать высочайшим сооружением в Европе и иметь высоту более трехсот метров. Лондонцы прекрасно понимают, что здание станет туристическим центром города, поэтому проектировщики задумали полнофункциональный центр в здании. Там разместятся и современные гостиничные номера, и офисные пространства, и огромные супермаркеты. А на верхних этажах разместятся превосходные квартиры. Ходят слухи, что некоторые квартиры будут настолько большими, что размещаться им предстоит по одной квартире на этаже.

Главный архитектор проекта - итальянец Ренцо Пьяно продумал внешний облик здания до мелочей. Башня London Bridge Tower будет облицована толстым матово-белым стеклом, которое изменяет свой цвет в зависимости от освещенности. Помимо прочего, на стекло будут нанесены красивые узоры для большей изысканности здания.

Также между этажами, разделяющими функциональные зоны, разместятся торговые центры. Поэтому башня London Bridge Tower в любом случае станет главной достопримечательностью Лондона. И если вы задумаете поехать на лондонскую олимпиаду, то London Bridge Tower станет, пожалуй, наилучшим вариантом.

Черно-белые кадры тридцатых или сороковых. Пароход, перегруженный эмигрантами из Европы, приближается к восточному побережью Соединенных Штатов. С раннего утра пассажиры стоят на холодной, продуваемой всеми ветрами палубе, и вглядываются в горизонт. Вдруг по толпе пробегает многоязычный шум, раздаются крики, и сотни будущих американцев видят, как из-за свинцовой непогоды выступают шпили и башни Манхэттена. Здесь, на улицах-ущельях Большого Яблока, начнется их новая жизнь. Эти тянущиеся к небу здания, эти пестрые толпы далеко внизу - настоящий Вавилон двадцатого века.

Ветхозаветный Вавилон был первым городом, где люди задумали воздвигнуть башню до небес. По известным причинам этого им не удалось, но можно сказать, что уже в Библии содержится идея небоскреба. И хотя ненормально высокие сооружения люди строили уже 4,5 тысяч лет назад (Великая пирамида в Гизе поднимается на 145 метров, что соответствует современному 40-этажному дому), настоящие небоскребы появились только в конце 19 века в США - и почти на сто лет стали визитной карточкой этой страны. Однако глобализация не обошла вниманием и сверхвысокие здания. Сегодня не только Нью-Йорк или Чикаго - Сингапур, Дубай, Шанхай, Гонконг и даже Москва могут претендовать на звание самых небоскребных городов мира. Стремление строить «все выше, выше и выше», похоже, захватило весь мир, и в недалеком будущем сильно изменит облик нашей планеты. Посмотрим, подобно европейским эмигрантам, что за небоскребы окружают нас сегодня - и будут окружать считанные годы спустя.

Тщеславие из стекла и бетона

Что такое небоскреб? Казалось бы, ответ прост - высокое здание. Не составит труда «на глазок» определить небоскребы в городском ландшафте. В теории все несколько сложнее.

За тысячелетия своей истории человечество построило множество высоких сооружений. Долгое время над городами высились религиозные здания - колокольни, храмы, минареты. В средневековом Эдинбурге строили дома высотой в 11 и даже 14 этажей. Потрясла мир своими 300 метрами Эйфелева башня - а к концу 20 века телевышки и радиомачты пришли даже в небольшие города. Но все-таки слово «небоскреб» впервые прозвучало именно в США, применительно к заурядным по нынешним меркам офисным зданиям ростом в 7-10 этажей.

Задолго до появления высотных зданий британские моряки называли небоскребом (skyscraper) самую высокую мачту на корабле.

Вплоть до конца 19 века строить высотные дома было экономически невыгодно. Чтобы 16-этажное здание из камня или кирпича не развалилось под собственным весом, толщина его стен на уровне земли должна была составлять целых 2 метра. Мало удовольствия сулила и постоянная беготня по лестницам, а лифты в то время постоянно падали: первый аварийный тормоз изобрели только в 1852.

Ситуация изменилась в 1870-80-х годах. За десять лет стоимость земли в центре Чикаго подскочила в семь раз. Подешевели сталь и железо, которые стали использоваться в качестве легкого (по сравнению с камнем) и прочного каркаса для зданий. Да и предприниматели поняли, что квартировать в небоскребе, шпиль которого может поспорить высотой с церквями, по меньшей мере престижно. Именно в Чикаго и Нью-Йорке впервые оформились инженерные задачи, которым должен был соответствовать настоящий небоскреб. Назначение таких зданий - обеспечить постоянное нахождение как можно большего числа людей на небольшой (и очень дорогой!) территории. Ни Останкинская телебашня, ни Собор Парижской богоматери для такой задачи не строились - и потому небоскребами считаться не могут. Небоскреб должен быть снизу доверху заполнен офисами, квартирами, гостиничными номерами, на худой конец - магазинами и ресторанами, а иначе это никакой не небоскреб, а просто высотное сооружение.

Сингапур

На третьей смотровой площадке Эйфелевой башни, на высоте 276 метров, инженер Густав Эйфель оборудовал свои апартаменты и рабочий кабинет. При этом никому не приходит в голову называть главную достопримечательность Парижа небоскребом.

Второй столь же простой и одновременно сложный вопрос - как измерять высоту небоскреба? Международную остроту он приобрел только в 1990-е годы: до того все твердо знали, что самые высокие здания находятся в Соединенных Штатах. После того как в малазийской столице Куала-Лумпур построили башни-близнецы Петронас Тауэрс, они стали претендовать на звание самого высокого здания мира. Антенны, установленные на плоской крыше тогдашнего рекордсмена Сирс Тауэр, при расчете высоты не учитывались (и справедливо: ведь можно построить пятиэтажку с 500-метровой антенной и объявить ее высочайшим зданием мира). У Петронас Тауэрс антенн нет, зато есть шпили, расположенные выше, чем крыша чикагского небоскреба. С другой стороны, верхний этаж куала-лумпурского здания находится ниже, чем верхний этаж Сирс Тауэр.

Решать нетривиальную задачу - кому же принадлежит первенство? - пришлось Совету по высотным зданиям и городской среде (Council on Tall buildings and Urban Habitat, CTBUH), признанному авторитету в области небоскребов. В итоге было озвучено целых четыре, в общем-то, равноправных подхода к измерению зданий:

  • основной критерий, который использует Совет при создании списков самых высоких зданий, и заодно самый расплывчатый - высота здания как архитектурного целого, шпили, статуи и прочие украшательства учитываются, антенны (за редким исключением) - нет;
  • высота до уровня пола верхнего обитаемого этажа (пожалуй, наиболее разумный критерий, поскольку главное отличие небоскреба от башни - именно этажность; где кончаются этажи, заканчивается и небоскреб);
  • высота до уровня крыши (для зданий с неплоской крышей - до потолка последнего этажа);
  • высота до верхней точки здания, будь то крыша, шпиль или антенна (самый практичный критерий - используется летчиками и авиадиспетчерами).

Во всех случаях точкой отсчета служит уровень земли со стороны главного входа в здание.

Петронас Тауэрс все-таки были официально признаны самыми высокими зданиями мира, что вызвало волну протестов, прежде всего в США. В частности, энтузиасты указывали на то, что при строительстве Сирс Тауэр были смонтированы заделы под будущие антенны (выше, чем шпили Петронас Тауэрс) - чем не архитектурное целое?

Двусмысленное (а точнее - четырехсмысленное) мнение Совета по высотным зданиям о том, как измерять небоскребы, оставляет мэрам городов и высотным энтузиастам громадное поле для споров о том, чье кунг-фу выше. Частенько в спор включаются сооружения, которые небоскребами вовсе не являются. Поэтому - пара слов о таких конструкциях.

Высотные сооружения делятся на свободно стоящие и поддерживаемые. К первым относятся телебашни и дымовые трубы; ко вторым - передающие мачты и антенны, которые держатся в вертикальном положении за счет тросов-растяжек. А самые «вертикально длинные» рукотворные сооружения - морские нефтяные платформы, высота которых скрыта под водой.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать определение интересующего нас предмета. Небоскреб - это свободно стоящее сооружение, равномерно разделенное по вертикали на этажи, предназначенные для жизни и работы людей, с высотой последнего этажа не менее 150 метров. Небоскребы высотой свыше 300 метров называют сверхвысокими. К концу 2007 года в мире будет насчитываться больше полутора тысяч небоскребов, четыре десятка из них - сверхвысокие.

Что нам стоит дом построить?

Небоскребы появились на свет по экономическим соображениям, но их строят и по другим причинам. Подсчитано, что оптимальная высота здания с точки зрения его окупаемости - 65-70 этажей. А если финансовая оправданность небоскреба сомнительна?

С одной стороны, небоскребы поднимают престиж города и даже страны. Вовсе не из-за недостатка земли в нашей столице воздвигли семь сталинских высоток. Они украсили Москву - но вместе с тем продемонстрировали: советский строй ничуть не уступает капиталистическому. Главное здание МГУ (высота шпиля - 240 метров) вплоть до 1985 года было высочайшим небоскребом за пределами США.

С другой стороны, небоскребы часто служат символом развития и процветания. Самый известный пример - арабский эмират Дубай. Прослеживается символичность и в пресловутых Петронас Тауэрс, сочетающих высоту с мусульманской архитектурной традицией, и в самом высоком здании планеты - Тайбэй 101.

Эмпайр Стейт Билдинг

Легендарный небоскреб, дольше всех бывший самым высоким зданием в мире, был сооружен в 1931 году, в разгар Великой депрессии. Дешевый рабочий труд, в том числе иммигрантов, позволил за 14 месяцев построить 381-метровую высотку с 86 полноценными этажами (еще 16 приходятся на неиспользуемую верхушку). Планировалось, что к 102 этажу Эмпайр Стейт Билдинг будут приставать дирижабли (причальные мачты сохранились до наших дней), но сильные потоки воздуха вокруг здания и катастрофа «Гинденбурга» поставили крест на этой идее. В 1952 году на небоскреб установили антенну, которая увеличила высоту до 443 метров. Только 20 лет спустя звание высочайших в мире перешло к башням-близнецам ВТЦ (крыша - 417 метров, антенна - 526 метров).

За 70 с лишним лет существования Эмпайр Стейт Билдинг более 30 человек покончило с жизнью, спрыгнув с небоскреба. Но больше всех отличилась некая Элвита Адамс: ветер задул ее обратно в здание, и неудавшаяся самоубийца отделалась переломом бедра.

С самого начала истории небоскребов и вплоть до 1974 года самое высокое здание в мире находилось в Нью-Йорке. И причина тому не только в богатстве «города желтого дьявола». Только в 60-х годах в Чикаго - главном сопернике Нью-Йорка - было запрещено строить здания выше 40 этажей. Аналогичные ограничения существовали и в Европе: власти опасались, что небоскребы разрушат архитектурный облик городов, а во время пожара эвакуация из них будет почти невозможна.

В Сингапуре до сих пор нельзя строить здания высотой более 280 метров, чтобы не мешать авиации. Как следствие, в городе-государстве не одно самое высокое здание, а сразу три.

Но постепенно небоскребы распространились по миру. Активнее всего за их строительство взялись азиаты и арабы; внесли свою лепту жители Латинской Америки, Австралии, Европы и даже Африки. В Азии к списку требований безопасности прибавилась сейсмоустойчивость: например, внутри «Тайбэй 101» в этих целях подвешен исполинский маятник-противовес. Вместе с тем небоскреб должен чуть изгибаться под дующими на высоте ветрами, иначе потоки воздуха попросту сломают высотку. Некоторые инженеры даже определяют высотные сооружения как здания, при расчете запаса прочности которых ветер - более существенный фактор, чем собственный вес.

Лифты - пожалуй, главная головная боль высотных зданий. Чтобы добраться до верхней площадки нью-йоркских башен-близнецов, требовалось сделать две пересадки на этажах, полностью отданных под подъемное хозяйство. В современных небоскребах «лифтовую проблему» часто решают многоярусными кабинами.

Уже сегодня технически возможно создать небоскреб высотой в три километра - но такое здание никогда не окупится. Однако неуклонный рост населения городов заставляет архитекторов разрабатывать все новые проекты сверхвысоких зданий. Еще в 1956 году американец Фрэнк Ллойд Райт предложил воздвигнуть в Чикаго 528-этажный небоскреб «Иллинойс» высотой в милю. Полвека назад такое сооружение было немыслимо - но уже строящийся сейчас Бурж Дубай будет всего в два раза ниже «Иллинойса».

Даже если не принимать во внимание Вавилонскую башню, история так и не построенных небоскребов идет рука обо руку с историей высотных зданий вообще. В 1908 году известный испанский архитектор Антони Гауди предложил воздвигнуть в Нью-Йорке 360-метровый отель - однако в те времена такая высота казалась недостижимой. Многочисленные проекты московских высоток так и остались на бумаге из-за Великой отечественной войны и смерти Сталина (подробнее - в октябрьском «МФ» за 2005). В 2000 году из-за финансовых трудностей в Чикаго отменили строительство 478-метрового 7 Саут Дирборн (высота антенн 656 метров); год спустя в Панаме по тем же причинам остановлено сооружение 318-метрового Торре Генерали, с вершины которого можно было бы любоваться Тихим и Атлантическим океанами. А запроектированный в Торонто 342-метровый жилой Сапфир Тауэр был запрещен, так как отбрасывал бы тень на городскую ратушу.

Один из самых необычных так и не построенных небоскребов - Центр изучения Вед в городе Джабалпур, географическом центре Индии. Массивное 677-метровое здание, созданное в традициях индийской храмовой архитектуры, должно было стать самым тяжелым сооружением в мире. Финансировать строительство собирался религиозный лидер Махариши Махеш Йоги.

Впрочем, подобные отмены запланированных сооружений - норма на рынке недвижимости, не обязательно высотной. В сущности, построить небоскреб не сложнее, чем любое другое здание, а иногда даже проще, ведь проекты высотных зданий всегда привлекают внимание властей и городского населения. Посмотрим, на какие высоты занесет нас ближайшее десятилетие.

Самые высокие...

Си-Эн Тауэр (1977).

Нефтяная платформа - Петрониус, Мексиканский залив (640 метров)

Телерадиомачта (поддерживаемая) - KVLY-TV, США, Бланчард (629 метров)

Телерадиобашня (свободно стоящая) - Си-Эн Тауэр, Канада, Торонто (553 метра)

Небоскреб (по антеннам) - Сирс Тауэр, США, Чикаго (527 метров)

Небоскреб (по шпилю) - Тайбэй 101, Тайбэй, Тайвань (509 метров)

Небоскреб (по крыше) - Тайбэй 101 (449 метров)

Небоскреб (по верхнему этажу) - Тайбэй 101 (439 метров)

Труба - ГРЭС-2, Казахстан, Экибастуз (420 метров)

Опора моста - Виадук Мийо, Франция (341 метр)

Плотина - Нурекская ГЭС, Таджикистан (300 метров)

Офисное здание - Тайбэй 101

Жилой дом - Куинсленд 1, Австралия, Сёрферс Парадайз (323 метра)

Отель - Бурж аль-Араб, ОАЭ, Дубай (321 метр)

Образовательное учреждение - Главное здание МГУ, Россия, Москва (240 метров)

Небоскреб в Австралии - Куинсленд 1

Небоскреб в Азии - Тайбэй 101

Небоскреб в Африке - Карлтон Центр Офис Тауэр, Йоханнесбург, ЮАР (223 метра)

Небоскреб в Европе - Триумф-палас, Россия, Москва (264 метра)

Небоскреб в Северной Америке - Сирс Тауэр

Небоскреб в Южной Америке - Парк Централ Торре Осте, Каракас, Венесуэла (221 метр)

Стройки века

Единственный континент, на котором в ближайшие лет пятьдесят не будет построено ни одного небоскреба, - ледяная Антарктида. Оправившись от 11 сентября, снова взялись за покорение высоты США. Готовится вонзиться в чикагское небо 610-метровый штопор Чикаго Спайр, спроектированный Сантьяго Калатравой. По его же проекту в Нью-Йорке построят 255-метровый 80 Саут Стрит: 12 кубических «домиков» на внешнем каркасе. Вокруг бывших башен-близнецов ВТЦ (сами фундаменты останутся нетронутыми) встанут новые хайтековские корпуса, главный из которых, Фридом Тауэр, дотянется шпилем до 541 метра.

В Южной Корее строят 550-метровый Инчхон Тауэр. Как грибы после дождя, плодятся небоскребы в китайском Шанхае: Всемирный финансовый центр в этом городе достигнет высоты 492 метра. Австралийская компания EnviroMission грозится построить на Зеленом континенте то ли километровую, то ли 400-метровую башню для улавливания солнечной энергии. Рассказывать о сверхвысотных проектах можно бесконечно, поэтому обратим внимание только на самые интересные «стройки века».

Сорок сороков

Если в 19 веке Москва считалась городом церквей, то в наступившем столетии она вполне может стать мегаполисом небоскребов. Еще в начале девяностых годов столичные власти постановили сделать Москву городом мирового уровня, а какой уважающий себя мегаполис обходится без высотных зданий? Под будущий Москва-сити выбрали промзону недалеко от центра, торжественно заложили первый камень, изготовили красивые макеты - и на долгие годы Краснопресненская набережная превратилась в крупнейшую стройплощадку Европы. До последних лет строительство велось ни шатко, ни валко, да и проекты постоянно менялись. К началу 2007 года было сдано всего три здания, даже не самых высоких в Москве. Однако уже лет через пять Деловой центр обещает радикально изменить силуэт города.

Ближе к концу 2007 года планируется закончить комплекс «Башня на набережной» высотой 285 метров, который отнимет у «Триумф-паласа» звание самого высокого небоскреба Европы. Впрочем, ненадолго. В конце 2007 - начале 2008 должно быть сдано новое здание правительства Москвы - комплекс из четырех 308-метровых башен, соединенных между собой в виде буквы М. Уже достроена малая башня комплекса «Федерация», сдача которого тоже запланирована на 2008. Внутри 448-метрового прозрачного шпиля этого небоскреба будет действовать панорамный лифт. Кульминацией градостроительного бума станет башня «Россия», которая будет завершена в 2010-2011 годы. Представляя проект трехкрылой пирамиды, британец Норман Фостер сказал, что ее запаса прочности хватит и на 750, и на 900 метров высоты - чтобы гарантированно обогнать Бурж Дубай, - однако в итоге решили остановиться на 612 метрах.

Однако Москва не станет типичным американским или европейским мегаполисом: высотная «сердцевина» и малоэтажные пригороды. В 1999 году принята программа «Новое кольцо Москвы», в рамках которой до 2015 года должно быть возведено шесть десятков небоскребов на периферии столицы. Первые «ласточки» этого проекта уже возвышаются над окрестностями.

Московское высотное строительство вызывает много споров. Консерваторы опасаются, что исторически сложившийся облик города будет безвозвратно испорчен «монстрами из стекла и бетона». Зарубежные архитекторы указывают на неопытность московских инженеров и строителей в небоскребном деле, а также советуют учитывать солнечное освещение, воздушные потоки, суровую российскую зиму. Многие москвичи уверены, что «скоро все это рухнет» - якобы элитные «Алые паруса» сползают в реку, Москва-сити строится на болоте, а в фундаменте «Федерации» образовалась трещина.

Еще больший общественный резонанс вызвал проект первого сверхвысокого здания Санкт-Петербурга - 300-метровой башни «Газпром-сити» на стрелке Невы и Большой Охты. Территория предполагаемого небоскреба входит в исторический центр города, где по действующим нормам нельзя строить дома выше 48 метров. Однако это не помешает газовому монополисту обзавестись штаб-квартирой в северной столице уже к 2012 году.

Сэр Норман Фостер

Британский архитектор Норман Фостер - одна из ключевых фигур в современном небоскребостроении - не стремится покорить мир высотой. Его козырь - функциональность зданий. В лондонской штаб-квартире корпорации «Суисс Ре» Фостер применил двойную внешнюю облицовку, которая способствует естественной вентиляции небоскреба, остужает его летом и нагревает зимой. Результат - двойная экономия электроэнергии. В нью-йоркском «Херст Тауэр» Фостер отказался от прямоугольных опор и заменил их более прочными треугольными, сэкономив 20% стали. Кроме того, здесь использована новая система лифтов: пассажир выбирает этаж, куда хочет переместиться, и компьютер выдает ему номер кабины, которая быстрее всего отвезет к месту назначения. В чис

ле проектов Фостера - самый высокий мост в мире «Виадук Мийо», экс-высочайший небоскреб Европы Коммерцбанк Тауэр во Франкфурте-на-Майне, купол над берлинским Рейхстагом и башня «Россия» в Москве.

Минареты 21 столетия

Объединенные Арабские Эмираты - это море, беспошлинные товары и большая пыльная стройка. Заложив основы благополучия торговлей и нефтедобычей, шейхи решили инвестировать капиталы в будущее. На побережье Персидского залива за последние годы построены не только десятки небоскребов, но и целые рукотворные архипелаги.

На главной улице Дубая, Шейх-Заед-Роуд, строится самое высокое здание мира - Бурж Дубай (в переводе - «Дубайская башня»). Его высота держится в секрете, но, по некоторым источникам, шпиль поднимется на 808, а крыша - на 643 метра. Таким образом, это будет не просто самый высокий небоскреб, но и самое высокое сооружение на планете. Открыть супервысотку планируется летом 2009 года. Впрочем, по ходу строительства может измениться как высота Бурж Дубая (уже сейчас ходят слухи, что она превысит километр), так и сроки его сдачи.

Ближайший - и по высоте, и по расположению - конкурент Бурж Дубая - небоскреб Аль-Бурж, который будет построен прямо на побережье Персидского залива. Шпили «Башни» превзойдут отметку 700 метров, а этажей в ней будет не меньше 160. Впрочем, как и в случае с Бурж Дубаем, окончательные габариты Аль-Буржа держатся в секрете.

Пример Дубая заражает весь арабский мир. В маленьком, но очень нефтедобывающем Кувейте разрабатывается проект 1001-метровой башни Мубарак аль-Кабир, который будет реализован не раньше 2011 года. А вот в священной для мусульман Мекке уже идет строительство комплекса Абрай аль-Бейт, в семи башнях которого (центральная - высотой 485 метров) разместятся квартиры, гостиницы, торговый центр и молельня на 4 тысячи человек. Небоскреб расположится у стен мечети Аль-Харам, куда ежегодно совершают паломничество миллионы последователей Мухаммеда.

Уже построенные и запроектированные на Ближнем Востоке небоскребы красноречиво говорят: западный мир, по крайней мере, на ближайшие десятилетия потерял инициативу в «высотном деле». С этим остается только смириться. В конце концов, именно этот регион почти три тысячи лет был родиной самого высокого сооружения рук человеческих - Великой пирамиды в Гизе.

Страна восходящих высоток

Мега-сити Пирамид.

Токио «не везет» с небоскребами: здесь больше семидесяти зданий выше 150 метров, но самый высокий небоскреб Японии, 296-метровый Лэндмарк Тауэр, находится в соседней Иокогаме. Однако уже в конце восьмидесятых появилось несколько проектов, призванных решить демографические проблемы одной из самых перенаселенных столиц мира.

Проект «Скай Сити 1000», представленный в 1989 году, предлагает собрать километровую башню из 14 «блюдец», установленных на нескольких опорах наподобие нью-йоркского 80 Саут Стрит. В здании общей площадью 8 квадратных километров разместятся 35 тысяч жителей, 100 тысяч рабочих мест и заведения на любой вкус.

Многие проекты супернебоскребов в японской столице должны быть построены над водами Токийского залива. Самый дерзкий такой проект, «Икс-Сид 4000», может стать «старшим братом» Фудзиямы - его высота должна составить 4 километра. На 800 этажах рукотворной горы разместится до миллиона жителей. Создателям предстоит справиться, помимо всего прочего, с уменьшением атмосферного давления и погодными условиями на альпийской высоте.

Еще более рассчитывают на технический прогресс разработчики Симизу Мега-сити Пирамид. Фактически это будет нависающий над морем двухкилометровый каркас из углеродных нанотрубок, на котором закрепят отдельные сооружения. Разумеется, строительство отложено как минимум до эры расцвета нанотехнологий.

Среди других подобных проектов - «Аэрополис 2001» (2 километра, 500 этажей), MOTHER (1321 метр, 200 этажей), «Спираль» (1000 метров, 200 этажей) и «Миллениум Тауэр», разработанный все тем же Норманом Фостером. Последний небоскреб не пытается взять размерами (840 метров и 180 этажей), но практическая возможность сооружения и мировое имя создателя делают его фаворитом в токийской «высотной гонке».

Бетонные джунгли будущего

В фантастике небоскребы - такой же частый образ будущего, как звездолеты или киберимплантанты. Уже в фильме «Метрополис» (1927 год) режиссер Фриц Ланг, вдохновленный прогулками по Манхэттену, показал готическую «Новую Вавилонскую башню». «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (1982) рисует мегаполис, в котором 500-метровые здания стали нормой, а штаб-квартира корпорации «Тирелл» поднимается на несколько километров. Айзек Азимов в романе «Академия» (1951) придумал планету-город Трентор, а много лет спустя Джордж Лукас показал на большом экране аналогичный планетополис Корускант. Небоскребы появляются на страницах всех книг киберпанка - от романов Уильяма Гибсона до «Анклавов» Вадима Панова.

Превратится ли когда-нибудь наша старушка-Земля в бесплодный каменный шар, ощетинившийся небоскребами? Это столь же маловероятно, как и сфера Дайсона - построенная из материала планет Солнечной системы оболочка вокруг нашего светила. Однако стремление человека ввысь, пусть и в такой «приземленной» форме, как высотные здания, неистребимо. И поэтому небоскребы, подобно средневековым дворцам и храмам, будут возвышаться над земными городами, символизируя благосостояние, экономическое процветание и превосходство их хозяев над теми, кто, задрав головы, смотрит на них снизу.

Интернет

ctbuh.org - сайт Совета по высотным зданиям и городской среде.

emporis.com - самый авторитетный ресурс о высотных зданиях.

skyscraperpage.com - изображения небоскребов в масштабе, форум.

urbany.ru - русский ресурс о небоскребах и городском строительстве.

На сегодняшний момент самой высокой башней в мире является 828-метровая башня Бурдж-Халифа в Дубае и она стала инженерным триумфом. Казалось бы куда уже выше? Но гениальные мировые умы считают ее не пределом своих инженерных возможностей. Чего же нам стоит ожидать в ближайшее десятилетие, а может быть и годы?

Уже сейчас идет подготовка к строительству небоскребов, которые затмят Бурдж-Халиф своей высотой, которая будет превышатькилометр.

1. Башня Sky City — это будет ступенчатая 838-метровая башня в китайском городе Чанша, на 202 этажах которой расположатся жилые квартиры, отели, учебные заведения, больницы, офисы, магазины.

Самое удивительное строительства этого небоскреба заключается в том, что построен он будет за 90 суток плюс 120 дней подготовки площадки к строительству. Компания Broad Sustainable Building, которая будет его строить, известна на весь мир скоростью строительства, берется за невероятное.

Строительство этого небоскреба должно было начаться летом 2013 года, но пока что откладывается. Правда, подготовительные работы на площадке на месте, где вырастет Sky City, постепенно идут.

2. Азербайджан не хочет отставать от передовых стран и планирует строительство искусственного архипелага Khazar Islands с 1050-метровой башней Azerbaijan Tower. Немалые доходы от продажи нефти и газа позволяют Азербайджану реализовывать крупные инфраструктурные объекты.

Возведение архипелага началось еще несколько лет назад. Сейчас на нем выросли первые общественные, жилые и офисные сооружения, а строительство самой Azerbaijan Tower начнется, как ожидается, в 2015 году.

Ввод в эксплуатацию здания Azerbaijan Tower планируется в 2019 году, а весь искусственный архипелаг хотят закончить к 2020.

3. Вряд ли кому-то удастся переплюнуть амбиции Саудовской Аравии, которая живет идеей возведения самого высокого здания в мире, ну, если только Объединенным Арабским Эмиратам.

Так выглядит проект небоскреба Kingdom Tower в Саудовской Аравии.

Строительство небоскреба Kingdom Tower началось в 2013 году в городе Джидда. Высота этого 167-этажного здания составит чуть выше 1000 метров. Точные цифры инвесторы не оглашают, опасаясь, что кто-нибудь построит сооружение всего на несколько метров выше.

Общая стоимость нового небоскреба составит 20 миллиардов долларов.

4. В Кувейте в июне 2014 года был окончательно утвержден проект здания с названием Madinat al-Hareer, высота которого составит 1001 метр.

Название «Madinat al-Hareer» переводится как «Шелковый город», оицетворяя историю Кувейта в те времена, когда он был одним из мировых центров шелковой торговли. Закончить строительство планируется к 2018 году.

5. Но Дубай совсем не планирует уступать кому-то свое место, как строителя самых высоких небоскребов и, поэтому там полным ходом идет работа над созданием проекта первого в мире двухкилометрового здания.

В качестве основы для конструкции Dubai City Tower взята Эйфелева башня. Но размеры этого арабского небоскреба будут в семь с половиной раз больше, чем у французского прототипа. Высота будущей башни составит 2400 метров.

400 этажей небоскреба Dubai City Tower будет соединены между собой не только лифтами, но и вертикальным поездом, который может передвигаться со скоростью 200 километров в час и доставлять людей с нижнего этажа на верхний за считанные секунды.