Что только не изобрело человечество для спуска с заснеженных склонов. Санки-салазки, снегокаты, ледянки, тюбинги. Вам интересно, как эволюционировала «инженерная» мысль? Что общего у ледянки и ящика? Читайте наш увлекательный экскурс в историю зимних ездовых приспособлений.

Люди ездили в санях до того, как впервые появилось колесо. Древнеславянское «сань» значило «ползущий», при этом скользящее движение повозок ассоциировали со змеёй, откуда и появилось данное название. Конечно, сани были, прежде всего, транспортом на Руси. Ввиду плохого состояния дорог, езда на них была гораздо удобнее, чем на колёсном транспорте. Удобнее и почётнее. Знатные бояре и сами цари с князьями выезжали на санях, отличавшихся пышным убранством.

Сани имели особое значение во время ритуалов – свадеб и похорон. Именно на санях в праздник Масленицы с гор ради забавы катались и дети, и взрослые, и старики.

Конструкция санок за десятки веков практически не изменилась. Все сани устроены по одному принципу – жёстко скреплённые между собой полозья и сиденье. С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.

Сани использовались не только в северных странах, но и, например, в древнем Египте. Сохранилось немало тому подтверждений.

Самые дорогие сани продаются в Швейцарии. Эти эксклюзивные сани ручного производства стоят больше 7 тыс. у. е.

А санки для лета не хотите?

И такие придумали. Слайсеры – так называют санки, на которых можно кататься на протяжении круглого года. На их днище есть специальные решётки со льдом. Поездка на таких санях с горы в жару выйдет удачнее, чем зимой, потому что при высокой температуре таяние льда происходит быстро, днище покрывается скользкой водяной плёнкой, что позволяет развить хорошую скорость.

Снегокат

Изобретая приспособления для спуска с гор, человечество не могло остановиться на каком-либо одном варианте.

Перед вами снегокат – гибрид лыж и санок. В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Вот так и появились первые снегокаты. Со временем их снабдили тормозом, рулём, подвеской и даже мотором.

В отличие от классических санок, снегокат лучше управляется. Но этот транспорт в силу своего посадочного места плохо подходит детям.

Ледянки

Снегокаты и сани используются для катания по снежным горкам. А для ледяных поверхностей нужны, по логике вещей, ледянки . Какие только предметы-изобретения не использовались в этом качестве. Историки-этнографы могут составить целое исследование!

В одних деревнях старые плетёные корзины выносили на мороз, обливали водой, чтобы они покрылись тонким слоем льда, а затем, сидя в них, скатывались с гор. В других – замораживали плоские лепёшки навоза и сена. Говорят, такие приспособления были очень и очень скоростными.

В-третьих – использовали ящик или деревяшку для катания. А в советское время ребятня каталась с ледяных гор прямо на своих портфелях. Затем промышленность стала выпускать пластмассовые ледянки самых разнообразных форм. В последние годы появились ледянки-коврики из полипропилена. Толстый вспененный материал хорошо проявляет себя и на ледяных, и на снежных склонах. С развитием и распространением технологий продвигалась и человеческая изобретательность.

Ледянка – это упрощённые санки для катания с горки. Именно это занятие издавна являлось любимым развлечением для детворы. Детская ледянка была придумана специально для катания с ледяных горок и имеет неоспоримые преимущества перед санками и другими подручными средствами. Во-первых, ледянки имеют небольшой вес и размер по сравнению с классическими санками или тюбами. Во-вторых, сейчас в магазинах широкий ассортимент ледянок для детей разных возрастов. А значит, можно найти ледянку по вашим индивидуальным предпочтениям: нужной формы, цвета, размера и материала. Ну и, конечно, цена на ледянки в разы ниже стоимости любых санок.

Различают два вида основных вида ледянок: для катания по обледенелым горкам и для катания по снежным склонам. Это самое важное и принципиальное их отличие. К первому типу относятся самые простые овальные «ледянки-подкладки» с одной ручкой диаметром около 35 см. Они считаются наиболее травмоопасными несмотря на то, что развивают не самую большую скорость. А всё потому, что ноги ребёнка не защищены от соприкосновения с ледяным покровом горки, и малыш может получить различные ушибы. Такая модель идеально подходит для катания на небольших ровных ледяных горках.

Ко второму типу относятся «ледянки-тарелки» и «ледянки-корытца». Такие модели могут быть как с одной, так и с двумя ручками. Также они чаще всего имеют специальные углубления для ног, которые помогают детям удобнее и безопаснее расположиться на ледянке. Они наиболее безопасные и, в то же время, самые скоростные. Однако на обледенелых горках становятся крайне непредсказуемыми в движении, поэтому и советуют их использовать именно для спуска по снежным склонам.

В наши дни ассортимент ледянок настолько широк, что каждый может выбрать то, что хочется именно ему. Единственное общее требование при выборе ледянки – это качественный, морозоустойчивый, прочный, экологически чистый материал.

Тюбинги-ватрушки

Когда прочные водонепроницаемые ткани перестали быть диковинкой, из них решили сшить надувной круг. И вот готов новый транспорт – тюбинг или «ватрушка» , как ласково называют его в народе. Тюб – надувная круглая камера в чехле с усиленным дном и ручками. Чехол для камеры сделан из прочного материала, а участки, испытывающие максимальные нагрузки, дополнительно усилены капроновой лентой. Специальное покрытие минимизирует трение с поверхностью при скольжении, что позволяет развивать большую скорость даже на склонах с маленьким уклоном. Сама мягкая надувная камера смягчает скольжение по неровностям горки.

Первые такие транспортные средства относят к 1820 году. А на сегодняшний день «ватрушки» признаны самым безопасным и удобным транспортом для катания с гор.

Снегоход

Санки, лыжи, ледянки, тюбинги... и среди них красавец-снегоход. Нажал ручку газа, и уже мчишься сквозь снежные просторы. Да только вот родители справедливо задаются вопросом: детская ли это игрушка?

Снегоход – это достаточно требовательное к водителю средство передвижения.

Во-первых, обязателен утеплённый костюм и закрытый шлем. Поездка в минусовую погоду даже на небольшой скорости оборачивается пронизывающим ветром и снегом в глаза. Поэтому без экипировки подходить к снегоходу не рекомендуется.

Во-вторых, покорять препятствия на этом аппарате не так легко, как кажется на первый взгляд. Пока едешь по прямой накатанной колее, всё чудесно. Но стоит дороге пойти вверх или вниз, резко повернуть, а то и вовсе кончиться, как сразу приходится несладко. Поэтому взрослые, хоть раз ездившие на снегоходе, вряд ли воспримут его как детский вид транспорта... И окажутся неправы!


Снегоходы для детей обладают меньшими размерами и меньшей мощностью, в сравнении со своими «собратьями», в работе очень просты. Главная их особенность – безопасность. На большинстве моделей имеется возможность ограничения скорости и автономного отключения двигателя с помощью дистанционного пульта управления. Также на некоторых моделях имеется «шнур безопасности», который позволяет остановить двигатель, если ребёнок случайно выпадет из снегохода.

Детские снегоходы очень устойчивы благодаря широкому расстоянию между лыжами. Управляются при помощи руля, как правило, подогреваемого и регулируемого под рост ребёнка.

Бывают такие снегоходы бензиновыми и электрическими.

В настоящее время наиболее доступны по цене бензиновые снегоходы (цена моделей сильно варьируется, в пределах 15-150 тысяч рублей ), а значит, они и наиболее популярны. Но в будущем, с удешевлением технологий, возможно, они уступят первенство своим экологически чистым электро-«собратьям».

Есть среди вас те, кто не любит кататься с горки в самый разгар зимы? Думаю, что таких очень мало, особенно среди тех, кто имеет в доме маленьких чад. Между прочим, активное времяпрепровождение на свежем воздухе - отличный способ укрепить свое здоровье, повысить иммунитет и зарядиться бодростью на весь день. И для детей катание с горки является полезным занятием, ведь сей процесс развивает смекалку, мелкую моторику, ловкость, уверенность в себе и способность поставить новые задачи, которые требуется выполнить. А еще катание с горки налаживает работу сердечно-сосудистой системы и предостерегает от проблем, связанных с суставами. Кроме того, это занятие укрепляет дыхательную систему и повышает общий мышечный тонус.

Правда, имеется у катания на санках и ледянках несколько подводных камней, о которых важно помнить, иначе проблем со здоровьем не избежать. Так, перед заездом необходимо проводить небольшую разминку и разогрев. Не следует забывать и о еде. Принимать пищу рекомендуется за пару часов до предполагаемого заезда. Также необходимо помнить о пополнении жидкости, сей аспект важен для всех видов спорта. Кстати, для тех, кто желает избавиться от лишнего веса, катание на санках – один из самых эффективных способов устранить жировые отложения.

О нас. Неподалеку от нашего дома, точнее за километр (а идти надо через лес), имеется высоченная горка. Когда катишься, задувает – мама не горюй! Снег и в рот, и в нос попадает, но это никоим образом не отражается на настроении, хочется покорять гору снова и снова. Сколько ледянок за зимний период мы переломали – не счесть. Зато сколько радости и счастья. Летишь словно птица + адреналин!!! Даже муторное поднятие в гору дарит положительные эмоции, и хорошая разминка для ног, лично для меня это очень важно!

И немного о коньках. В юношестве я увлекалась коньками, особенно, когда училась в первом институте. Неподалеку от общежития, где я проживала, находился огромный каток, и студентам предлагались большие скидки на прокат коньков. Первый раз я встала на коньки и почувствовала себя коровкой на льду, все время падала, а спустя два часа летала по всему стадиону. Ходила каждый день – беспрекословно, часто одна. Сейчас мои ноженьки не позволяют вновь надеть коньки, но я бы сделала это с огромным удовольствием. Попробую таки этой зимой, авось все обойдется.


А вот дочка Жанна в прошлом году выпросила новые коньки на новый год, я была уверена, что она сходит на каток пару раз и бросит это занятие. Как же я ошибалась! Она ходила каждый день, и ей не мешали трескучие морозы. Я с удовольствием наблюдала за ребенком, подбадривала ее. И поняла одну вещь – в будущем мой ребенок однозначно будет связан со спортом, что это будет, пока не знаю! Но твердо уверена! А какие виды спорта зимой предпочитаете вы?

Картонка, кусочек фанеры, линолеума или даже, если сильно повезет, старая автомобильная покрышка. Еще несколько лет назад для того, чтобы с удовольствием провести время на горке, нужно было применить немало фантазии и находчивости – в прямом смысле слова. Что нашел — на том и катаешься. Сейчас магазины предлагают десяток разнообразных «гаджетов». Только выбирай.

Санки

В любом детском магазине вы найдете миллион разновидностей санок: деревянные, пластиковые, металлические, со спинкой и без, и даже санки-коляска для малышей. Цены, соответственно, также сильно разнятся — от 500 до 5000 рублей.

Выбирая санки, имейте в виду, что деревянные и алюминиевые, хоть и легкие, но не слишком прочные, быстро ломаются и гнутся. Пластиковые стоят дороже, но они надежнее.

Ледянка

Самое примитивное катальное приспособление, альтернатива куску линолеума из советского детства. Однако родителям нравится их низкая цена (от 100 рублей), а детям — удобство в обращении: не надо тянуть за собой в гору тяжелые санки. Съехал с горки, подхватил в руку почти невесомую ледянку, забежал наверх — и можно снова катиться. Проблема одна — пока едешь, надо постараться не отбить себе как мягкое, так и твердое.

«Тарелка»

Апгред ледянки, но со своими минусами. Вроде бы конструкция лучше защищает от ударов и неудачных приземлений. И цена не слишком велика — от 300 рублей. Однако «тарелкой» надо уметь управлять, иначе ее моментально разворачивает на 180 градусов, и ребенок несется с горы спиной вперед, не видя, само собой, дороги. Куда он врежется — в мягкого папу или твердую елку — зависит от его личного везения и прыткости родителя.

«Боб»

Следующая ступень в эволюции ледянок. Этим пластиковым корытом с первобытными тормозами и ремешком впереди управлять легче, чем «тарелкой», а скорость он развивает намного большую. Иногда бывает оборудован рулем, который, впрочем, не влияет ни на что, кроме цены – от 1500 до 3000 рублей. Как и на ледянке, при встрече с трамплинами, отбивается все, зато падать не страшно, не то, что со снегоката.

«Ватрушка»/«Тюб»

Фаворит горок прошлого года и в этом году не сдает позиций. Внутри ватрушки находится накачанная воздухом камера, сверху она обтянута чехлом из какого-то полимера сродни тому самому куску линолеума, на котором мы катались детьми. Благодаря этому «ватрушка» развивает бешеную скорость и абсолютно безопасна, приземление после неожиданной встречи с трамплином будет безболезненным. Выбирая ватрушку, обратите внимание на ее грузоподъемность, вдруг папа тоже захочет вспомнить молодость и показать, как следует кататься с горки. Чем больше грузоподъемность, тем дороже ватрушка – от 1000 до 3000 рублей, но зато это развлечение для всей семьи.

Снегокат

Настоящий руль, а значит, простота и удобство в управлении, отличает снегокат от всех остальных разновидностей санок. Цена, соответственно, достаточно высока: от 3000 до 8000 рублей. Чем дороже модель, тем больше всяческих наворотов: от автоматически втягивающегося буксировочного троса до виброгасителя, снижающего вибрацию (такие штуки есть в автомобилях, бурильных установках и прочих сложных механизмах).

Сотни лет назад катания с горки были не менее популярны, чем сейчас. Вначале люди съезжали с заснеженных горок на охапках сена или коровьих лепешках. Со временем было придумано более продвинутое приспособление. Сегодня с горки катаются на санках или на лыжах. Однако существует множество новомодных приспособлений, позволяющих разнообразить это зимнее развлечение и добавить ему еще больше азарта и адреналина.

Скелетон, или тобогган

Нельзя сказать, что он был придуман недавно. Еще сотни лет тобогганы активно использовались канадскими индейцами для перевозки людей и грузов. В США они оказались весьма популярными, и еще в XIX веке американцы начали проводиться соревнования по скоростному спуску с горы на тобоггане.

Современный тобогган представляет собой обычную доску с загнутыми кверху концами, которую используют для спусков с горы. На тобоггане катаются сидя, а на скелетоне – лежа на животе. В нашей стране подобные приспособления для катания появились лишь пару десятилетий назад и пока особой популярностью не пользуются, поскольку катание на них сопряжено с риском возникновения травм.

Тюбинг, или «ватрушка»

Это круглые надувные санки из резины, которые при спуске с горки закручиваются в разные стороны. Прообразом тюбинга во времена СССР служило катание на надувных автомобильных шинах, которое очень нравилось отчаянным мальчишкам. Непредсказуемое поведение «ватрушек» дарит любителям экстремального катания бурю эмоций, но многие отмечают, что спускаться с горки на таких приспособлениях непросто, а остановить их можно только в самом конце горки или за счет переворачивания, поэтому маленьких детей в них не сажают.

Снежный самокат и скутер-самокат

Эти устройства практически ничем не отличаются от своих обычных собратьев, только вместо колес к ним приделаны лыжи. Автором этого оригинального изобретения является француз Франк Пету, который впервые додумался соединить лыжи и велосипед. В 2004 году идея была развита и усовершенствована лыжником Эндрю Хьюберт фон Стофером, который даже получил за нее 2 престижных премии на британском шоу.

Ледянка

Уже много лет ей просто нет равных по популярности. Сегодня круглые, овальные, квадратные, треугольные или даже двухместные ледянки можно встретить на каждой горке. Для удобства использования некоторые ледянки оснащают ремнями или небольшими бортиками. Благодаря компактному размеру и легкости их часто берут в походы и путешествия, а простота катания на ледянке позволяет предаваться этому занятию людям всех возрастов и любой физической формы.

Горки – это наклонная поверхность естественного или искусственного происхождения. Размеры гор и горок для катания весьма разнообразны: от горки на детской площадке длиной в 2 метра, до гор рельефной местности с трассами для санок и снегокатов и подъемниками (там же катаются горнолыжники). Выбирать место для катания с горы нужно в зависимости от возраста и степени подготовки. А еще горки бывают ледяными и снежными. Снежная горка помягче, катиться с нее можно аккуратнее. Ледяная горка быстрая и жесткая, так разгоняет катающегося, что только держись!

2 шаг

На чем кататься с горок? Транспортные средства для катания с гор весьма разнообразны. Санки (они же салазки), ледянки всевозможных форм и размеров, тюбинги , надувные ватрушки или бублики, снегокаты и разные подручные средства, которые можно использовать для катания (для этой категории используют картон, линолеум, прочный целофан, фанеру и др.). Самые отчаянные катятся прямо на ногах или на пятой точке.

3 шаг

И еще очень важно подготовиться к катанию с горы. Выбирайте горки, которые не выходят своим скатом на дорогу или улицу, по которой ездят машины. Трассу, по которой вы будете катиться, не должны перекрывать деревья, кусты, столбы уличного освещения или заборы, иначе, столкнувшись с ними, можно вылететь из седла и получить травму.

4 шаг

Посмотрите, чтобы ваше снегокатное средство было исправно, управляемо и удобно, чтобы из него не торчали какие-либо детали, которые могут зацепится по дороге во время спуска. Для справки: ледянки и тюбинги самые неуправляемые средства для катания с горок, а стало быть самые травмоопасные.
Да и приодеться стоит по-спортивному, если вы решили как следует прокатиться: обувь без каблуков, перчатки или варежки, лыжные брюки и шапка (не исключено, что вы улетите с сугроб). Если горки серьезные, то можно обезопасить себя шлемом, наколенниками и налокотниками.

5 шаг

Если вы пришли на профессиональные горки, прежде чем выпустить вас на трассу, вас должны проинструктировать, как пользоваться средством для катания с горы и какая вас ждет трасса.
В любом случае садиться на санки, ледянки или на тюбинг нужно как на стул, откинувшись назад, согнув ноги в коленях, и держаться за руль или ручки. Не стоит кататься лежа, особенно вперед головой или прыгать с разбегу, расквашеный нос никого не украсит. В состоянии алкогольного опьянения тоже тяжело контролировать процесс, в таком состоянии не стоит испытывать случай.

6 шаг

Еще немного о грустном: типичные травмы при катании с горок – ушибы в том числе и головы, переломы голеностопного, локтевого и лучезапястного суставов. Поэтому все таки учтите, все что было сказано выше.

7 шаг

Ну теперь вы знаете о катании с горок все! Между прочим, катание с горок стало прородителем трех олимпийских видов спорта: бобслей, сани и скелетон.
Так как там у нас со снежком на дворе? Если полный порядок, собирайтесь скорее, ведь вас ждет веселое, захватывающее и любимое занятие – катание с горки! Румяные щечки, блеск в глазах и отличное настроение вам обеспечено!