В данной заметке предлагаю пройтись по некоторым терминам и определениям, а поскольку ресурс называется сайт, с элеватора и начнем.

Элева́тор (лат. elevator, буквально - поднимающий, от elevo - поднимаю). В русском языке у этого слова несколько значений:

    Элеватор - водоструйный элеватор предназначен для понижения температуры сетевого теплоносителя поступающего из сетей теплоцентрали за счёт частичного смешивания с водой, поступающей из обратного трубопровода системы отопления дома, и организации циркуляции теплоносителя в системе отопления дома.

    Элеватор - в английском языке «elevator» переводится как лифт.

    Элеватор (механизм) - транспортёр для подъёма сыпучих грузов.

    Элеватор (хирургический инструмент) - медицинский инструмент.

    Элеватор (деревня) - деревня Усманского района Липецкой области.

    Элеватор (на авианосце) - подъёмник, транспортирующий самолёты из ангара на полётную палубу и обратно.

    Элеватор (сооружение) - сооружение для хранения зерна.

Нас интересует последний термин, сооружение для хранения зерна, то бишь Элеватор зерновой. Вот формулировка из Большой Советской Энциклопедии:

Элеватор зерновой, сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния; высокомеханизированное зернохранилище силосного типа.

По конструктивному исполнению зерновые элеваторы можно условно разделить на следующие группы:

    это соединённые в корпуса силосы (ёмкости) из сборного железобетона;

    это соединённые в корпуса силосы (ёмкости) из монолитного железобетона;

    силосы (ёмкости) металлические;

    склады напольного хранения.

Остановимся подробнее на каждой из этих групп.

Соединённые в корпуса силосы (ёмкости) из сборного железобетона - в простонародье «бетонный элеватор». Он же соговый элеватор. Соговыми такие элеваторы иногда называют благодаря аббревиатуре СОГ, что расшифровывается примерно как - Сборный Объемный Гладкий элемент стен силосов. И хотя были и другие конструктивные решения, но выражение «соговый» используется чаще всего, но значительно реже, чем «бетонный».

Соединённые в корпуса силосы (ёмкости) из монолитного железобетона - в принципе, пассажиры, наблюдающие сие сооружение из окна вагона, тоже скажут: «бетонный элеватор» и будут правы. Стены силосов в монолитном железобетоне возводят при помощи скользящей опалубки. При этом толщину стен принимают не менее 150 мм, а диаметр, в основном 6 м.

Силосы (ёмкости) металлические - самые распространенные на сегодняшний день. Возводят их все и везде. И агрохолдинги и фермеры, и переработчики и зернотрейдеры, и в портах и в хозяйствах. Собираются они из стальных оцинкованных панелей и ребер жесткости, соединяемых между собою болтами.Существует много производителей таких емкостей и еще больше типоразмеров. Как они выглядят, успели уже увидеть, наверное, все.

Склады напольного хранения предшествовали всем выше перечисленным сооружениям. Если считать, что первый силосный элеватор построен в США (г. Дулут) в 1845 году, а в России (Н. Новгород) - в 1887 году, то до этого были только склады напольного хранения. Но это не значит, что после 1887 года их перестали строить. У данных зернохранилищ были, есть и будут сторонники, а, несмотря на недостатки у них есть ряд достоинств.

В советское время их строили, в основном из кирпича и перекрывали шифером. В постсоветский период, для складов напольного хранения использовался сборный железобетон бывших животноводческих ферм. Сейчас много современных конструкций из профилированного листа, тентованных и т.п.

Классический же напольник советского ХПП (хлебоприемного предприятия) выглядит вот так.

Принцип работы теплового элеваторного узла и водоструйного элеватора. В предыдущей статье мы с вами выяснили основное и особенности эксплуатации, водоструйных или как их еще называют инжекционных элеваторов. Вкратце — основное назначение элеватора понижение температуры воды и одновременно увеличение объема прокачиваемой воды во внутренней системе отопления жилого дома.


Теперь разберем, как же все-таки работает водоструйный элеватор и за счет чего он увеличивает прокачку теплоносителя через батареи в квартире.

Теплоноситель поступает в дом с температурой соответствующей температурному графику работы котельной. Температурный график это соотношение между температурой на улице и температурой, которую котельная или ТЭЦ должны подать в теплосеть, и соответственно с небольшими потерями к вашему тепловому пункту (вода, двигаясь по трубам на большие расстояния, немного остывает). Чем холоднее на улице, тем большую температуру выдает котельная.

Например, при температурном графике 130/70:

  • при +8 градусах на улице в подающем трубопроводе отопления должно быть 42 градуса;
  • при 0 градусов 76 градусов;
  • при -22 градуса 115 градусов;

Если кого-то интересуют более подробные цифры, можете скачать температурные графики для различных систем отопления .

Но вернемся к принципу и схеме работы нашего теплового элеваторного узла.

Пройдя входные задвижки, грязевики или сетчато-магнитные фильтра, вода поступает непосредственно в смешивающее элеваторное устройство — элеватор , который состоит из стального корпуса, внутри которого находится смешивающая камера и сужающее устройство (сопло).

Перегретая вода выходит из сопла в с большой скоростью. В результате в камере за струей создается разрежение за счет чего и происходит подсасывание или инжекция воды из обратного трубопровода. За счет изменения диаметра отверстия в сопле можно в определенных пределах регулировать расход воды и соответственно температуру воды на выходе из элеватора.

Элеватор теплового узла работает одновременно как циркуляционный насос и как смеситель. При этом он не потребляет электрическую энергию , а использует перепад давления перед элеватором или как еще принято говорить располагаемый напор в тепловой сети.

Для эффективно работы элеватора необходимо, что бы располагаемый напор в теплосети соотносился к сопротивлению системы отопления не хуже чем 7 к 1 .
Если сопротивление системы отопления стандартной пятиэтажки 1м или это 0,1 кгс/см2 то для нормальной работы элеваторного узла необходим располагаемый напор в системе отопления до ИТП не менее 7 м или 0,7 кгс/см2.

Для примера если в подающем трубопроводе 5 кгс/см2 то в обратном не более 4,3 кгс/см2.

Обратите внимание на то, что на выходе элеватора давление в подающем трубопроводе не намного больше давления в обратном трубопроводе и это нормально, 0,1 кгс/см2 по манометрам заметить довольно сложно, качество современных манометров к сожалению на очень низком уровне, но это уже тема для отдельной статьи. А вот если у вас разница давлений после элеватора больше 0,3 кгс/см2 следует насторожиться, или у вас система отопления сильно забита грязью, или при капитальном ремонте вам очень сильно занизили диаметры разводящих труб.

Выше сказанное не относится к схемам с на батареях и стояках, с ними работают только схемы смешения с применением регулирующих клапанов и смесительных насосов.
Кстати и применение данных регуляторов тоже в большинстве случаев весьма спорно, поскольку на большинстве отечественных котельных применяется именно качественное регулирование по температурному графику . Вообще массовое внедрение автоматических регуляторов фирмы «Danfoss» стало возможным только благодаря хорошей маркетинговой компании. Ведь «перетоп» у нас явление очень редкое, обычно мы все тепло недополучаем.

Элеватор с регулируемым соплом.

Теперь нам осталось разобрать, как проще регулировать температуру на выходе элеватора , и возможно ли с помощью элеватора экономить тепло.

Экономить тепло с помощью водоструйного элеватора возможно, например, понижая температуру в помещениях в ночное время , или днем, когда большинство из нас на работе. Хотя этот вопрос тоже спорный, мы снизили температуру, здание остыло, следовательно, чтобы его заново прогреть расход тепло против нормы надо увеличить.
Выигрыш только в одном, при прохладной температуре 18-19 градусов спится лучше , наш организм чувствует себя комфортнее.

Для целей экономия тепла применяется специальный водоструйный элеватор с регулируемым соплом . Конструктивно его исполнение и главное глубина качественной регулировки может быть различной. Обычно коэффициент смешения водоструйного элеватора с регулируемым соплом меняется в диапазоне от 2 до 5. Как показала практика, таких пределов регулировки вполне достаточно на все случаи жизни. «Danfoss» предлагает с диапазоном регулирования до 1 к 1000. Для чего это нам в системе отопления совершенно непонятно. А вот соотношение цены в пользу водоструйного элеватора с регулируемым соплом относительно регуляторов «Danfoss» примерно 1 к 3. Правда надо отдать должное «Данфосовцам» их продукция надежнее, хотя и не вся, плохо работают на нашей воде некоторые разновидности недорогих трехходовых клапанов. Рекомендация – экономить нужно с умом!

Принципиально все регулирующие элеваторы выполнены одинаково. Их устройство хорошо видно на рисунке . , можете посмотреть анимированное изображение работы регулирующего механизма ВАРС водоструйного элеватора.

И на последок краткий комментарий — применение водоструйных элеваторов с регулируемым соплом особенно эффективно в общественных и производственных зданиях где позволяет экономить до 20-25% расходов на отопление, понижая температуру в отапливаемых помещениях в ночное время и, особенно, в выходные дни.

Зерновые продукты являются главным составляющим элементом жизни людей. И вопрос их хранения сегодня очень актуален. На сегодняшний день самым надежным местом сбережения зерна являются зерновые элеваторы. Разветвленная сеть таких хлебоприемных производств создается с учетом близости их к производящим районам, для того, чтобы избежать отдаленных перевозок зерна с полей.

Элеватор - это специальное сооружение, которое и предназначено для хранения больших партий зерновых культур, а также приведения его до кондиционного состояния. Слово элеватор с латинского языка означает поднимающий. Само сооружение оборудовано специальными устройствами для взвешивания, приёма, очистки, сушки и отгрузки зерновых. Иногда такие хранилища именуют как высокомеханизированные устройства силосного типа. Первые силосные элеваторы были построены — в американском городе Дулут в 1845 году, и в Нижнем Новгороде (Россия) - в 1887 году.

Описание зернохранилищ

Такие комплексы не ограничиваются одним зданием. Обычно в них входят: рабочее здание, механизмы для выгрузки и погрузки зерна, силосные корпуса, сушилки и др. На территории функционирующих предприятий могут быть выстроены элеваторы с полным или сжатым комплексом построек. Фото элеваторных комплексов можно увидеть на нашем сайте.

Сегодня широкого распространения получило возведение силосных корпусов, которые привязаны к рабочим зданиям комплекса, цена которых зависит от объема и материала. Силосные корпуса (емкости) делаются из железобетона емкостью 11,0 — 48,0 тыс. тонн. Выстраивают их из силосов двух видов: сборных квадратных конструкций (3 х3 м) и монолитных круглых (диаметр 6 м и 9 м) или комбинированных (диаметр 6 м), а высота — до 30 м.

Круглые емкости размещаются в 3,4 и 6 рядов, а квадратные — в 6, 8, 12 рядов. Металлические емкости имеют вместимость 2,5 и 3 тысячи тонн, их диаметр 18 м, высота 11,9 м и 15 м, их размещают в один ряд последовательно (по 2, 3, 4 силоса).
Эти конструкции соединены с рабочим зданием, в котором установлено главное транспортное и технологическое оборудование.

С помощью вертикальных подъемников или транспортеров сыпучий продукт из приёмных бункеров поднимается на вершину рабочего здания, взвешивается, очищается от примесей, просушивается и по верхнему конвейеру направляется на надсилосные транспортёры. Последние механизмы ссыпают зерно в емкости-силосы.

Выгрузка проводится на нижние конвейерные устройства (их определяют в подсилосном этаже) через специальные отверстия с воронками на дне силосов. Некоторую часть силосов оснащают установками для обеззараживания продукции и усиленного вентилирования. Специальные термоподвески, которые установлены на разных уровнях, служат для измерения температуры зерна.
Нынешние элеваторы обустроены пунктами автоприема, авто- и железнодорожных погрузок и приема. А раньше только с помощью ручного труда пшеница, ячмень, рожь поступали в сам элеватор: люди с помощью лопат закидывали их из прицепа автомобиля или с поверхности земли на приемный транспортер, который поднимал товар в емкости элеватора.

Типы элеваторов

По назначению различают такие типы хранилищ:

  • заготовительный (хлебоприемный) тип. Задача такого производства состоит в приеме зерна от хозяйств, очищении его от примесей, просушивании и отгрузке потребителям. Технологическая схема такого комплекса рассчитана на объем 15 - 100 тысяч тонн;
  • производственный тип. Такие производственные участки, емкостью 10-150 тысяч тонн, строятся нередко в комплексе с мельничными, крахмалопаточными, комбикормовыми, крупяными заводами и др. Эти устройства обеспечивают продукцией перерабатывающие заводы для их бесперебойной работы, при этом они должны быть оснащены специальным оборудованием для подготовки пшеницы к переработке по нужной рецептуре.
  • базисный тип предназначен для продолжительного сохранения товара, которое поступает и отгружается с железнодорожного транспорта, его емкость 50-250 тысяч тонн. На эти предприятия главным образом поступает продукция из хранилищ первого звена, которое прошло первичное обрабатывание. Несмотря на это, его сушка и очистка на базисных элеваторах считаются главными операциями. Также, на них подготавливаются крупные однородные сорта этого вида продукции, которые удовлетворяют обусловленным требованиям.
  • портовой и перевалочный типы сооружений выстраиваются в местах, где происходит перегрузка пшеницы на разные виды транспорта, к примеру, железнодорожного — к портам, а также к железнодорожным линиям различной колеи. Бывает так, что перевалочные хранилища применяют для продолжительного хранения зерновых. Подвоз зерна к таким местам перевалки и его загрузка – неравномерны. Здесь нужно, чтобы такие устройства были оснащены большими перегрузочными механизмами, хранилищами, которые разрешают делать накопление товара в период его усиленного поступления.
  • фондовый тип. Такие производства предназначены для трех‐четырех летнего хранения резервов. Качество продукции, которая поступает на такие комплексы, должно быть самого высокое. Отпускается пшеница с них лишь в порядке подновления запасов или для восполнения дефицита в некоторых районах. Фондовые хранилища имеют огромные (от 100 до 200 тысяч тонн) емкости и должны располагать возможностью отгружать и принимать товар железнодорожным транспортом.
  • линейные типы предназначены для приема пшеницы в основном с автомашин. Хотя может производиться и прием с вагонов, но как исключение.
  • реализационные базы. Они служат для обеспечения всех потребителей крупой, мукой и комбикормами. А также, реализационные базы могут покупать продукцию от хлебосдатчиков.

С фото таких элеваторов можно ознакомиться на страницах нашего сайта.


Главные составные элеватора

Емкости для сохранения зерна бывают разных форм. К примеру, так называемый плоскодонный силос применяется для сохранения чистых семян пшеницы, кукурузы, бобовых, а также для просушки с поддержкой сильной вентиляции и остужения зерновой массы. Такие силосы производятся из качественных оцинкованных листов, которые покрыты специальным покрытием. На фото видно, что на этих силосах не накапливается грязь и обеспечивается нужные фитосанитарные требования для сбережения культур.

Очень часто на элеваторах используют силос с конусным дном, который часто применяется для недолгого хранения зерна. Это происходит до или после разнообразных технологических процессов, к примеру, после очистки или сушки. Эти устройства устанавливаются на металлических опорах, оснащенных конусной выгрузной воронкой. Такие конструкции устанавливаются на площадках без навеса, чтобы обеспечивалось активное проветривание сохраняемых семенных культур.

Для полной механизации погрузочно-разгрузочных работ применяются такие типы транспортных механизмов, которые отличаются видом выполняемых операций:

  • нории ленточные – для перемещения зерна по вертикали;
  • транспортеры ленточные и с погруженными скребками – для перемещения по горизонтали;
  • вагоноразгрузчики, отпускные трубы – для погрузки в транспорт;
  • вагоноразгрузчики, автомобилеразгрузчики, пневматические
  • установки – для выгрузки из транспортных средств;
  • зернопогрузчики, самоподаватели – на фото видно, каким способом происходит перемещение по складам и по площадкам с их помощью.

Элеватор наполняется зерновой массой с помощью специальных норий, а также транспортеров — скребковым или винтовым. Нории считаются подъемно-транспортными конструкциями, с помощью которых отгружаются сыпучие материалы. На фото видно, что для горизонтального перемещения используется специальный транспортер, который называют скребковым. Эти механизмы загружают или выгружают массу из емкостей. Такие скребковые конвейеры помогают перемещать продукцию в нужные места.

При строительстве современных хранилищ из применением металла, используются специальные винтовые шнеки. Эти устройства помогают перемещать продукт в прямом горизонтальном или же угловом направлениях. Работают шнеки с помощью специального винта, который вращается и своей спиральной лопастью перемещает зерно в нужном направлении.

Зерно – живая система

Ячмень, рожь, пшеница — это действительно живая система, которая находится в «мобильном состоянии», поэтому при ее хранении и обработке нужно
соблюдать определенные режимы обработки, а при сохранении — вести беспрестанное наблюдение. Главное внимание уделяется предупреждению их повреждения. Нарушение структуры его оболочек, появление трещин, повреждение зародыша, наличие царапин, раскола очень отражаются на качестве. Ячмень или пшеница имеют свойство самосогреваться, что делает его менее потребительским и цена на него значительно снижается. Урон урожаю могут наносить как микроорганизмы, так и насекомые, птицы и грызуны.

Бизнес идеи и элеватор

Зернохранилище экономисты сравнивают с банком доходных вкладов, только вместо золота там хранится зерно, имеющее меньшую стоимость, но более высокую ценовой показатель изменчивости цен. Пшеница является востребованным товаром, который постоянно пользуется спросом и покупателей здесь разыскивать не приходиться.

Одним из видов прибыли от таких комплексов – перепродажа продукции, которую можно купить в сезон урожая по наименьшим ценам и сохранить 2-7 месяцев до наиболее рентабельного предложения от покупателей. Цена на эти культуры меняется относительно курса акций и, конечно, имеет определенные тенденции роста цен после урожая.

Необходимо помнить и о добавочных полезных факторах хранения этих культур, ведь класс пшеницы может повышаться благодаря обработке, просушиванию и хранению на элеваторе. Каждый бизнесмен сможет глубоко проанализировать и спрогнозировать рынки масличных и зерновых культур. Цена на элеватор зависит от эффективности и качества оборудования, технологии, которая направлена на снижение затрат за счет инновационных нововведений.

Если в отопительной системе установлен элеватор, означает, что она подключена к централизованным отопительным сетям, с движущейся по трубопроводу горячей водой под давлением из большой или теплоэлектроцентрали. Не смотря на то, что воды сто градусов, в системе она может достигать ста пятидесяти градусов. До такой высокой температуры можно довести воду в открытой емкости, без какого либо давления. Но в трубопроводе вода не закипает, потому что движется под давлением, которое создается работой подающих насосов. Настолько горячую воду подавать в квартиры нельзя по ряду причин.

Причины охлаждения воды

Во-первых, если в квартирах установлены чугунные радиаторы, которые не любят больших перепадов температур, они могут выйти из строя. Из-за хрупкости чугуна может произойти течь или разрыв радиатора. Во-вторых, от разогретых до такой температуры радиаторов можно получить ожог от прямого прикосновения к отопительным приборам. В-третьих, в настоящее время для обвязки отопительных приборов часто используются пластиковые трубы. Они выдерживают температуру не более девяносто градусов и могут расплавиться от высокой температуры. Поэтому теплоноситель необходимо остудить.

Процесс охлаждения воды

Для понижения температуры воды в трубопроводе до необходимых параметров служит элеватор. Итак, вода подается в отопительную систему квартир охлажденной.

Процесс охлаждения достаточно не сложный. Подающий теплоноситель из котельной, по которому горячая вода поступает к дому, смешивается с теплоносителем из обратной системы этого же дома, по которому уже остывшая вода возвращается в котельную. Таким образом, получается необходимый объем теплоносителя установленной температуры, при этом не тратится большое количества горячей воды.

Теплоноситель подается через сопло, которое значительно меньше диаметра трубы, подающей горячую воду в дом. В сопле за счет давления внутри трубопровода очень высокая скорость, поэтому происходит быстрое распределение теплоносителя по стоякам. В результате этого происходит равномерное распределение тепла в квартирах. Независимо от близкого или далекого месторасположения квартир от распределительного узла температура во всех будет одинаковой.

Для обеспечения элеватору стабильности в работе устанавливаются грязеуловители, сетчато-магнитные фильтры для очищения воды, для того чтобы батареи и трубы не забивались. Преимущества элеваторов заключается в стабильности их работы. Они просты и надежны в эксплуатации, они не зависимы от электрического питания и устойчивы к резким перепадам температур.

Элеватор - сооружение для хранения больших партий зерна и доведения его до кондиционного состояния. Элеваторы всегда были заметным сооружением в городской застройке, поэтому как-то само собой мне всегда хотелось заглянуть внутрь и увидеть, что скрывается в огромной башне и самом зернохранилище. Что ж, давайте посмотрим, как выглядит изнутри элеватор №1 предприятия "Киевмлин", расположенный на Подоле.

1. Элеватор представляет из себя комплекс сооружений и обеспечивает полную механизацию процессов хранения и улучшения качества зерна.

2. Наиболее заметными сооружениями элеватора являются рабочая башня и силосный корпус, в котором хранится зерно. Внутри рабочей башни размещено основное технологическое и транспортное оборудование. Здесь зерно поднимают из приемных бункеров наверх, взвешивают, очищают от примесей и перемещают в силосный корпус. Такой силосный корпус, как на фото, состоит из системы цилиндрических силосов, которые размещаются в несколько рядов. В каждом силосе может храниться около 600 тонн зерна, а на этом элеваторе имеется 44 силоса.

3. Рабочая башня разделена на 7 уровней.

4. Полсотни метров вверх-вниз бегать напряжно, поэтому в рабочей башне имеется также действующий лифт с архаичным телефонным аппаратом внутри:

5. Страшно.

6. Верхний (7-й уровень). Здесь мы видим верхнюю часть нории - машины для вертикального подъема сыпучих грузов. Зерно сюда поднимается из приемного бункера, расположенного в самом низу башни, и пересыпается в надвесовой бункер.

7. Уровень ниже.

8. На этом уровне все оборудование покрыто красивой бархатной паутиной из пыли:

9.

10. Красота.

11. Весы:

12. 5-й уровень занимают распределительные устройства:

13. По этим трубам зерно распределяется по надсилосным конвейерам, которые расположены на 4-м уровне.

14. Осьминог:

15. Судя по внутреннему состоянию, элеватор стоит уже не первый месяц и заработает ли еще непонятно. Но и до состояния полного абандона ему еще далеко.

16. Один из надсилосных конвейеров (всего их три). На ленту ссыпается зерно, подготовленное к хранению, и отправляется к силосам через галерею, висящей между рабочей башней и силосным корпусом.

17. Галерея приводит нас в надсилосный этаж.

18. Сюда приходят все три конвейера, с помощью которых зерно можно отправить в любой из 44 силосов, расположенных ниже.

19.

20. С ленты зерно пересыпается в силосы с помощью разгрузочной тележки:

21. Тележка может кататься вдоль силосов, ссыпая зерно в любой из них. Квадратный лючок - это "дверь" в один из силосов.

22. Привод конвейера:

23. Трубы вдоль ленты - система вентиляции силосов. Отгружают зерно из силосов с помощью конвейеров, расположенных на подсилосном этаже.

24. Элеватор - потенциально опасное производство, поэтому во многих местах имеются кнопки аварийной остановки.

25. С крыши рабочей башни элеватора открываются неплохие виды на Гавань:

26. Старый вантовый мост:

27. Строящийся Подольский мостовой переход:

28. Набережная и центр Киева:

29. Подол: