Байпас – это важная деталь в отопительной системе, которая важна для точной регулировки подачи теплоносителя в радиаторы. В таком случае насосное оборудование монтируется на отдельном трубопроводе. Перед установкой необходимо узнать, что это такое байпас в системе отопления. Это простое приспособление выполняет те же функции, что и радиаторная обвязка, и способно оптимизировать работу всей схемы отопления.

Данное изделие позволяет оптимизировать функционирование конструкции

Байпас – это перемычка, включающая участок трубы, монтирующаяся в определенных местах обвязки. Чтобы больше узнать о том, что такое байпас в отоплении, стоит учитывать, что данный конструкционный элемент чаще востребован в однотрубных схемах. В них перемещение теплоносителя выполняется от одного прибора отопления к другому с последующим возвратом остывшей жидкости в коллектор.

Механизм монтируется на радиаторе между входом и выходом. Это приспособление перепускает через себя часть жидкости для регулирования расхода на конкретном приборе. При этом нет необходимости в полном отключении конструкции.

Монтаж байпаса предусматривает следующие положительные стороны:

На подобное оборудование должны быть определенные сертификаты. Перед покупкой стоит осмотреть изделие на наличие коррозии, вмятин или сколов. Места резьбы должны хорошо закручиваться и легко откручиваться.

Полезный совет! Особой надежностью должен обладать кран устройства. Он может быть штоковым или шаровым.

Обвязка радиатора отопления с байпасом

Определившись для чего нужен байпас в системе отопления, можно начинать монтажные работы. При этом производятся расчеты, а также подбираются комплектующие. Материал труб в идеале должен совпадать с материалом основной магистрали. Диаметр регулятора должен обладать меньшим размером, чем сечение главного трубопровода.

  • для запорной арматуры подходят шаровые краны. Они позволяют надежно перекрыть подачу теплоносителя;
  • не стоит устанавливать смесительный клапан, который в обычной разводке не принесет пользы;
  • установка регулирующего механизма для однотрубных систем считается необходимой.

Перед монтажом измеряется расстояние между обратной и прямой магистралью батареи. Затем отрезается кусок трубы нужного размера. Этот кусок в свою очередь также отрезается пополам и в него устанавливается шаровый кран. В случае использования полипропиленовых труб производится опрессовка гидравлическим методом. В ветки подачи и обратки врезаются тройники и устанавливается подготовленная перемычка. Для возможности замены радиаторов без слива всей системы на вход и выход из прибора также монтируются шаровые краны. Затем трубы заполняются теплоносителем.

Обратите внимание! Функционирование регулятора производится при помощи кранов. Один кран монтируется на трубе. Это шаровой кран, который ограничивает подачу воды в аварийной обстановке. Другие два крана монтируются на горизонтальных магистралях.

Принцип действия байпаса на радиаторе

В однотрубной конструкции монтаж байпаса на отопление необходим, чтобы при замене прибора отопления, жидкость продолжала циркулировать. В вертикальной установке радиатор подсоединен к стояку патрубками. Регулятор объединяет патрубки и монтируется перед батареей.

К функциям перемычки, которая ставится перед радиатором, относятся:

  • создание постоянного передвижения по основному контуру;
  • регулировка температуры и расхода теплоносителя непосредственно в радиаторе.

Монтаж байпаса позволяет смешивать теплоноситель из центральной магистрали с обратной линией батареи. За счет этого увеличивается температура и эффективность обогрева в целом.

Нюансы обвязки

Важно понять, что же такое байпас в системе отопления, прежде чем его устанавливать. Вот некоторые полезные рекомендации, которые помогут выполнить установку своими руками:

  • чтобы направить воду в правильном направлении, нужно чтобы сечение перемычки было меньшего размера, чем сечение основного трубопровода;
  • монтаж конструкции производится рядом с прибором отопления, но как можно дальше от стояка;
  • краны монтируются между входом/выходом батареи и регулирующей перемычкой;
  • для автоматизации температуры прибора применяются ;
  • при монтаже конструкции рядом с котлом нельзя допускать перегрева;
  • на срезы магистрали монтируются тройники;
  • нельзя устанавливать задвижку или вентиль на бесклапанное устройство.

При монтаже установки нужно соблюдать строительные нормы. Рядом с устройством байпаса должны присутствовать крепления или специальные опоры для труб.

Байпас для циркуляционного насоса: важность установки

Для минимизации теплопотерь требуется применение байпаса в системе отопления. Что это такое и для чего он нужен нужно узнать до в системе принудительного отопления. Насос необходимо устанавливать на байпасе, а не на обратной трубе. Также требуется установка , который нужен для предотвращения изменения направления движения теплоносителя.

При монтаже обязательно учитывайте следующие моменты:

  • принудительной системе отопления регулятор обязателен, чтобы при отключении электричества не прекратилась циркуляция теплоносителя;
  • сечение регулятора для обвязки насоса должно быть в два раза меньше диаметра основной магистрали;
  • перед насосом нужно установить фильтр-грязевик для защиты надежности работы оборудования.

В качестве запорной арматуры применяются шаровые краны для плавной регулировки теплоносителя.

Статья по теме:

Данный агрегат устанавливается в большинство замкнутых систем отопления, поэтому крайне важно знать, как его правильно выбрать и рассчитать. Наш обзор вам в помощь!

Байпасный клапан: что это такое?

В отопительной системе часто используется bypass режим. Что это за режим помогут понять схемы, представленные выше. Установка клапана позволяет устранять проблемы, которые возникают при появлении воздуха в отопительных приборах.


Обводная конструкция с клапаном способствует:

  • увеличению эффективности сети и минимизации затрат на обогрев помещения;
  • обеспечению плавного распределения теплоносителя.

Оборудование с обратным клапаном применяется для работы циркуляционных насосов. При запуске клапан открывается, пропуская через себя часть жидкости. После выключения насоса клапан закрывается и препятствует перетеканию жидкости в обратном направлении. Если нет электричества, то с помощью клапана перекрывается подача теплоносителя на насос, а открывается на главной магистрали.

Как используется в системе теплый пол?

В жилом доме теплые полы соединяются с котлом, от которого идет горячий водопровод и отопление. При этом температура воды для всех конструкций будет равной. Чтобы вода в была не такой горячей, используются специальные смесительные узлы. Для предотвращения сильного скачка давления в узел устанавливается байпас с клапаном. В этом случае используется трехходовой смеситель для регулировки количества охлажденной воды. Вода перемешивается в узле и при помощи насоса перемещается в коллектор водяного пола.

Статья по теме:

Перед началом работ следует изучить возможные схемы укладки и подключения. Вам в помощь специальная публикация нашего портала.

Монтаж в малый контур твердотопливного котла

В классическом варианте однотрубной системы байпас монтируется рядом с радиаторами. При использовании для отопления твердотопливных котлов байпасная перемычка чаще используется на всю систему отопления дома.

Установка производится по направлению теплоносителя:

  • производится монтаж обратного клапана, насосного оборудования и системы фильтров;
  • монтаж узла в основной трубопровод осуществляется с помощью муфт;
  • на перемычке ставится дополнительный кран, позволяющий при необходимости перекрыть циркуляцию жидкости.

Установка байпаса не считается трудоемкой, если тщательно изучить работу и нюансы монтажа. При правильном подборе комплектующих, отопительная система будет более энергоэффективной и надежной.

Как сделать байпас, не переваривая стояк (видео)


Возможно Вам также будет интересно:

Тепловой насос для отопления дома: цены, критерии выбора и нюансы монтажа

С помощью байпаса в системе газопровода и отопления частного дома устанавливают все основные элементы. Эта простая конструкция может облегчить ремонт и профилактическое обслуживание подключаемых к основной магистрали коммуникационных устройств, а также увеличивает экономичность и эффективность отопительной системы. Этот элемент в виде куска трубы позволяет решать различные задачи и поэтому является немаловажной частью любой схемы.

    Показать всё

    Общие сведения

    Байпасный обвод - это труба, служащая для прохождения теплового носителя в обход конкретного участка системы отопления или параллельно ей.

    Как правило, в этом месте находится какое-то коммуникационное устройство. Один конец обходящей трубы в системе отопления подсоединяют к подходящему патрубку, другой - к выводящему.

    Между обводной трубой и входным патрубком огибаемого устройства необходимо врезать запорную арматуру. Она дает возможность полностью направить поток теплового носителя по альтернативному трубопроводу или отрегулировать объем поступающей воды.

    Чтобы появилась возможность полностью отключить оборудование, запорную арматуру устанавливают и на отводящей трубе - между байпасом и выходным отверстием устройства.

    Байпас нужен в системе отопления. Установка этого устройства дает множество преимуществ:

    • облегчается обслуживание отопительной системы;
    • при значительном количестве батарей повышается общее КПД и снижаются расходы энергии;
    • решается проблема с завоздушиванием труб и радиаторов по причине их разгерметизации;
    • можно пользоваться оборудованием даже в аварийных ситуациях.

    КАК СДЕЛАТЬ БАЙПАС ИЗ ПРОПИЛЕНОВОЙ ТРУБЫ

    Основные виды

    Запорную арматуру необходимо монтировать не только на входящем и выходящем патрубке, но и непосредственно на байпасе в системе водоснабжения. С учетом типа применяемого оборудования отличают несколько разновидностей обводных труб:

    • автоматические;
    • с механическим управлением;
    • нерегулируемые.

    Все виды байпасов имеют определенные особенности использования и конструкцию.

    Нерегулируемая обводная труба

    Неуправляемая установка байпаса в системе отопления представляет собой простую обводную трубу без дополнительных устройств. Просвет трубопровода все время открыт, и поток воды происходит в неуправляемом режиме. Эти байпасы чаще всего используются во время подключения батарей.

    Во время проектирования отопительной системы необходимо учесть, что теплоноситель будет проходить с минимальным гидравлическим сопротивлением. Потому проходное сечение нерегулируемой обводной трубы, которая установлена вертикально, обязано быть меньше, в отличие от диаметра главной магистрали. В противном случае под воздействием силы тяжести тепловой носитель начнет уходить в находящийся ближе байпас.

    Горизонтальная схема работает по другим принципам. Горячий теплоноситель стремится кверху, поскольку у него меньшая удельная плотность. Потому байпас при нижней разводке, как правило, устанавливают равным по сечению с главной трубой магистрали, а выходящий к батарее патрубок - меньшим.

    Уменьшенное сечение входящей трубы батареи повышает напор теплоносителя, это способствует равномерной циркуляции жидкости по контуру.

    Обводная труба с шаровым краном называется ручным байпасом. Этот кран является идеальным для обходного маршрута теплоносителя, так как в открытом положении он не снижает внутренний диаметр труб.

    Соответственно, не создает сопротивление для протекающей воды. Использование запорного механизма дает возможность контролировать объем жидкости, которая проходит через обход. В случае если кран закрыть, то весь поток теплового носителя пойдет по главной магистрали.

    Необходимо не забывать, что у рабочих элементов этих кранов существует свойство прикипать, если долго не пользоваться оборудованием. Потому кран необходимо регулярно проворачивать, даже если это не нужно.

    Сфера использования ручных байпасов в системе обогрева - обвязка циркуляционных насосов и подсоединение батарей в однотрубном контуре.

    Байпас где нужно ставить,а где нет.

    Автоматические конструкции

    Используется этот байпас для циркуляционного насоса. Электрический насос монтируется в систему для повышения скорости передвижения воды, это снижает тепловые потери, обеспечивает равномерный обогрев помещений, повышает общее КПД.

    Направление потока теплоносителя в автоматической насосной обвязке производится без участия человека. Во время работы насоса вода проходит через него, а байпас закрывается.

    В случае если насос останавливается, в результате выхода из строя или отключения электричества, то вода начинает проходить через байпас. Крыльчатка устройства ограничивает либо закрывает передвижение теплоносителя.


    Автоматические байпасы могут быть нескольких типов:

    • инжекционный;
    • клапанный.

    В последнем случае в обводную трубу устанавливают обратный клапан, создающий минимальное сопротивление и почти не препятствующий передвижению воды в самотечном режиме.

    Во время включения насоса скорость потока повышается. Тепловой носитель из выходящей трубы проходит в магистраль и передвигается по обоим направлениям. Затем он проходит беспрепятственно по контуру, а во время передвижения назад упирается в обратный клапан.

    Так как давление у выходящего патрубка больше в отличие от входящего, шарик прижимается к седлу и закрывает просвет трубопровода. К минусам клапанного байпаса относится чувствительность к качеству воды . При попадании грязи это приводит к его поломке.

    Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В магистраль большого сечения подключается насос с меньшим диаметром на выходе в трубопровод. Во время включения насоса часть потока попадает в диффузор входящего патрубка, проходит через это устройство, получая ускорение.

    Выходящий патрубок имеет маленькое сужение, представляющее сопло, через которое теплоноситель под напором попадает в магистраль с высокой скоростью. Сзади среза входящего патрубка создается разряжение. Благодаря этому затягивается вода из байпаса. Так весь поток с ускорением проходит далее по магистрали. Это направленное движение воды не допускает появление обратного потока.

    Перевод ГРП на байпас

    Предназначение байпасного участка

    Любое устройство, которое подключено с помощью байпаса, можно снять с основной магистрали обычным закрытием входящего и выходящего крана. После этой процедуры весь поток воды начнет проходить по обходной трубе.

    Устройство, которое отключено от магистрали, можно легко отремонтировать или произвести необходимое обслуживание. Причем не потребуется отключать всю систему или сливать полностью воду.

    В системе частного отопления обходные трубы используют в таких случаях:

    С учетом места использования подключение байпаса своими руками имеет определенные особенности.

    Для отопительных батарей

    Подсоединение батарей с помощью байпаса производят лишь в однотрубной схеме подключения. Для коллекторной и двухтрубной разводки врезка обходных труб не имеет смысла. Радиаторы в этом случае подсоединены параллельно и к каждому подходит теплоноситель одинаковой температуры из основной магистрали. Поломка одного из контуров отопления при установке запорной арматуры, не повлияет на работу всей системы.

    При однотрубной схеме в результате последовательного подсоединения батарей вода охлаждается с учетом прохождения по контуру. Чем больше теплоотдача радиатора, тем холодней будет теплоноситель на выходе.

    Если в однотрубной схеме не находятся байпасы, то первая батарея заберет наибольшее количество тепла, а к последней пойдет уже холодная вода.

    При подключении насосного оборудования

    Подсоединять насос с помощью байпаса есть смысл лишь в системе, которая приспособлена под самотечное передвижение теплоносителя.

    Должен быть монтирован коллектор, выполнены все требуемые уклоны и установлен трубопровод необходимого сечения. Насос в этой системе требуется для улучшения эффективности работы.


    Если же отопительная система изначально задумывалась как принудительная, то во время отключения электроэнергии или выхода из строя насоса она не будет работать в любом случае. Вода не сможет циркулировать без перегоняющего оборудования. Потому при этой схеме разводки насос монтируют без байпаса - непосредственно на линии магистрали.

    Основная особенность подсоединения насоса с помощью обвода - это возможность возникновения противотока в байпасе и появления замкнутого круга прохождения жидкости по контуру насос-байпас. Поэтому в обводном патрубке обязана находиться запорная арматура - обратный клапан.

    Жидкость в основной магистрали может доходить до 85 °C, а в контуре водяного пола - не более 50 °C. Для подготовки теплового носителя применяется смеситель с трехходовым клапаном, пропускающим только требуемый объем горячей воды.

    Другой поток поступает в байпас, перемешивается с выходящей холодной жидкостью из коллектора и направляется далее по основному трубопроводу к котлу.

    Особенности монтажа

    Монтаж байпасов различных видов в отопительную систему имеет определенные особенности. Во время подключения батарей отопления:

    • запрещается устанавливать кран на байпас в многоэтажных домах;
    • перемычку необходимо ставить максимально близко к батарее;
    • сечение обходной трубы подбирается на размер меньше трубопровода главной магистрали.

    Установку байпаса на батареи можно производить как при обустройстве новой отопительной системы, так и во время модернизации уже находящейся. Для этого нужно подготовить патрубки необходимого сечения, запорную арматуру и 2 тройника.

    На входящем патрубке можно установить один из нескольких вариантов оборудования:

    На выходящий патрубок монтируется запорный или шаровой кран. Все части соединяются друг с другом с помощью сварки либо резьбы. Необходимо обеспечить герметичность соединений, после монтажа выполнить пробный пуск и устранить протечки.

    Во время подсоединения насоса, как правило, байпас является частью главной магистрали. Так как он обеспечивает прохождение воды в естественном режиме, то запрещается сужать его внутреннее сечение.

    Для установки удобней всего купить готовый насосный узел требуемой конфигурации. Это позволит правильно расположить все элементы и обеспечит надежность стыков.

    Довольно простое инженерное устройство - байпас - дает возможность сделать отопительную систему более эффективной и добиться необходимого теплового режима в доме или квартире. Выход из строя отдельных частей основной магистрали или отключение электроэнергии не доставит значительных проблем. Горячая вода будет циркулировать, а в помещениях будет постоянно тепло.

Отопительные системы создаются из самых разных компонентов, и не все они одинаково знакомы людям. Если функция котла, насоса или регулятора в целом понятна, то представление о байпасе более размыто. А между тем, значимость такого оборудования, его правильный выбор и учет особенностей при монтаже очень велики.

Что это такое?

Нетрудно понять, что даже ничтожные поначалу дефекты в действиях инженерных систем и коммуникаций могут обернуться серьезнейшими проблемами. Доставляемый дискомфорт и даже опасность для здоровья при нарушениях в работе отопления вряд ли получится переоценить. Оттого внимательные, вдумчивые домовладельцы должны быть заняты профилактикой подобных неполадок. Немалую роль в ней играет как раз байпас, широко используемый и в отопительных контурах, и в водопроводных системах. Конструкция его не представляет особой сложности – это всего лишь перемычка в виде трубы, дополненной регулирующими устройствами.

Через байпасный клапан обеспечивается проход жидкости (питьевой воды или теплоносителя в системе отопления) в стороне от того или иного технического узла. Если совсем просто, – это обходной путь для воды на случай непредвиденных ситуаций. Если все работает нормально, по перемычке поток движется спокойно и размеренно. Но при определенных условиях запирающий элемент перекрывается и жидкость устремляется в сторону от прежней траектории. Подобное действие достигается потому, что диаметр байпаса неизменно меньше, чем у трубы, которая подводит к нему воду.

Применение такого устройства позволяет:

  • сделать заметно проще сервисные работы на трубопроводах;
  • поднять коэффициент полезного действия техники;
  • сократить непроизводительные энергетические расходы;
  • радикально решить проблемы заполнения труб и другой водной инфраструктуры воздухом;
  • гарантировать относительно стабильное действие даже в отличающихся от нормальных ситуациях.

Иногда можно столкнуться с рассуждениями, что байпас ставить нерентабельно. На самом деле это не так – при установке такого устройства получается заметно сэкономить электроэнергию. Сокращение подачи воды в батареи составляет до 35%, и потому можно уменьшить расход тепловой энергии примерно на 15%. Так как многие реальные системы расходуют много тепла, никаких негативных последствий не будет. Более подробную картину можно понять при консультации со специалистами.

Виды

Широкая область использования вынудила конструкторов и инженеров создавать самое разнообразное оборудование для конкретных целей. Различия между байпасами обусловлены либо видом запирающей арматуры, либо целевым предназначением. Изделия с краном относятся к механической группе. Все управление таким устройством производится вручную манипуляциями с краном, располагаемым в основном в центральной части перемычки. Допускается использование как трехходовых, так и шаровых перекрывающих устройств, на принципе действия это не отражается.

Байпасная линия может быть выполнена и с использованием клапана. Это уже полностью автономное от людей устройство, которое в процессе работы не регулируется. Резина, из которой делается шарообразный клапан, придает ему избыточную плавучесть. Подобная техника обычно используется в прямой связке с насосом, обеспечивающим циркуляцию воды. Подключение их друг к другу позволяет обеспечить одновременный запуск.

Несмотря на удобство и эргономичность автоматизированной схемы, она применима не везде. Допускается использовать подобные устройства исключительно в контурах с безупречно чистой жидкостью. Внутри старой металлической трубы сплошь и рядом встречаются накипь, ржавчина, окалины и посторонние примеси. При контакте с мягким клапаном они способны очень быстро вывести его из строя. А невозможность до конца открыть или закрыть ход жидкости лишит автоматический контур основного преимущества.

Радиаторный тип байпаса (с накладным термостатом или без него) подразумевает монтаж их рядом с нагревательными батареями , что позволяет отключать такие батареи в случае необходимости. Другой тип – насосный, устанавливается всегда рядом с перекачивающими аппаратами и, наряду с полной остановкой, дает возможность корректировать режим их работы. Совершенно блокировать работу того или иного компонента бывает нужно, чтобы отремонтировать или заменить его. При этом через байпас водяной поток будет проходить свободно, связывая остальные радиаторы и котел (либо части водопровода) максимально стабильно. Также резервные системы питания приходится использовать, чтобы преодолеть объективные слабости однотрубной отопительной системы.

В ней теплоноситель неизбежно распределяется недостаточно равномерным образом. Последовательное питание радиаторов по объективным причинам оборачивается остыванием жидкости, и уже в последних нагревательных приборах она циркулирует с очень малой эффективностью. Но если до радиатора смонтирован байпас, проблема несколько смягчается. Определенная доля нагретой воды добирается без потери тепла даже в самые дальние углы и идет обратным ходом спокойно. Особенно ценно такое преимущество в крайне длинных и разветвленных контурах.

Похожим образом удается регулировать тепловую отдачу радиаторов даже в двухтрубных системах. Все, что нужно – перекрытие крана в определенном месте. Дальше теплоноситель станет поступать лишь на участки, где в нем есть необходимость. Байпас ставится также в тех домах, где электропитание нестабильно. Закрытие крана, подающего жидкость через неработающий временно насос, позволяет восстановить стабильное действие системы в целом. Да, естественная циркуляция менее эффективна, чем искусственная, но в такой ситуации выбирать не приходится.

Шаровой кран в байпасе прикрывают, когда требуется:

  • починить насос;
  • заменить его после поломки;
  • вычистить грязь из сеток фильтра.

Инжекционная схема байпаса отличается небольшой величиной и разработана специально для систем, монтируемых на небольшом участке. Клапанный тип всегда делается стандартной величины, в таком байпасе встроенный насос, фильтры и краны выставлены по прямой линии. К сведению: запрещено монтировать байпасы, имеющие насосы, если в котле уже есть свой собственный источник циркуляции. Формирование параллельной обводки производится в соответствии с требованиями СНиП. Эти нормативы нужно учесть при подборе комплектующих, вплоть до незначительных деталей.

Как выбрать?

Не вызывает сомнений то, что байпас действительно нужен в бытовых целях. Однако чтобы оправдать свои ожидания, требуется внимательно подбирать подходящее оборудование и учитывать все нюансы. Автоматические клапаны и обычные краны могут быть как в коротком, так и в удлиненном устройстве. Диаметр их представлен либо ДУ40, либо ДУ50. Желательно дополнять водяную систему байпасом перед измерительными узлами, который позволит получать воду даже при демонтаже счетчиков.

Схема подключения

Чтобы байпас работал как следует, его нужно не только правильно выбрать, но и грамотно установить. Обычно делают подсоединение одного края обходной трубы к патрубку подводки, а другого – к отводному контуру. Участок от байпаса до вводного отверстия оснащается запирающими деталями, которые или окончательно переводят поток в другую сторону, или разделяют его на две части. Чтобы можно было полностью перекрыть подачу жидкости на оборудование, кран монтируют еще на отводном патрубке. Самый простой вариант – патрубок с тройниками, подключаемыми с той и другой стороны.

Такие неуправляемые байпасы имеют непрерывно открытый просвет. В большинстве случаев подобные аппараты нужны для подачи воды на радиаторы. Поскольку она неизменно движется по маршруту, имеющему минимальное гидравлическое сопротивление, сечение на вертикальных изделиях должно быть меньшим, чем у основных магистралей. Байпасы, предназначенные для нижних разводок, формируют с тем же диаметром, что и на главном участке, и только отводной патрубок уменьшают. Рекомендуется время от времени прокручивать шаровые краны, чтобы исключить блокировку их при длительном простое.

Кроме расчета расстояния, нужно учесть и тот факт, что запорная арматура не может ставиться на обводных перемычках в многоэтажных домах. При неосторожном обращении или автоматическом срабатывании иные потребители тепла могут быть отключены от магистрали. А вот рядом с насосом, обеспечивающим циркуляцию, такое оборудование должно ставиться обязательно. Радиаторы, подсоединяемые в коллекторные и двухтрубные варианты разводки, не должны подключаться к байпасам, поскольку никакого смысла в этом нет. Насосы к байпасу подсоединяют, если система рассчитана на движение воды естественным течением.

В таких случаях особое значение имеют:

  • коллектор для разгона;
  • соблюдение проектных уклонов магистрали;
  • необходимый просвет любой трубы.

Выбор разводки определяется тем, есть ли свободное место. Байпас при создании теплого пола представляет собой составную часть смесителя. Чтобы подготовить теплоноситель, нужно применять смешивающий блок с трехходовыми клапанами, пропускающими строго ограниченный объем воды. Прочая часть ее выводится через байпас, после смешивания с покинувшей коллектор холодной жидкостью, движется потом в сторону котла. Особое значение имеет байпас в отопительной магистрали, куда горячую воду подает твердотопливный котел.

Там он помогает сделать малый циркуляционный контур в обвязке. Обводной канал подсоединяют к подающей линии с наиболее нагретой водой; другой участок подключается к трехходовому клапану возвратной линии. Поэтому в котел возвращается вода, которая прогрета самое меньшее до 50 градусов. Мотив подобного решения – профилактика бурной коррозии, которая часто настигает котлы, работающие от дров или угля. Отдельно стоит сказать о тупиковой системе отопления и о введении байпасов в нее.

Тупиковый вариант является одним из разновидностей двухтрубного контура. Кольца, которые используются для циркуляции, имеют самую разную длину. Конфигурация их делится на вертикальный и горизонтальный форматы. Вертикаль создается путем включения каждого прибора в ориентированный сверху вниз стояк. Чем ближе к нему кольца, тем они короче; оборотной стороной такого решения становится неоднородность в скорости обращения воды.

Потому в чистом виде подобная система не способна прогревать части дома совершенно одинаково. Практичность под вопросом, и это решение приемлемо (не более) лишь в многоквартирном доме. Горизонтальная тупиковая система формируется, если к отопительным аппаратам подсоединяется прямой и возвращающий трубопровод. Габариты связывающих узлов и самих труб оказываются совершенно одинаковы, что существенно упрощает работу проектировщиков, монтажников. Кроме того, горизонтальное исполнение понижает расход материалов, но несколько затрудняет балансировку работы радиаторов.

В любом случае, из источника тепла выводится доминирующая труба. По ней разогретая жидкость проникает в компенсирующий бак, где есть слив и сигнализирующий патрубок. Байпас монтируется либо на вводе в котел, либо на выводе из него. Это определяется предписаниями проекта. Бачок служит для вывода верхнего трубопровода, от которого уже устремляется жидкость по разводке в сторону отдельных радиаторов.

Установка

Одно из ключевых требований – сужение перемычки по сравнению с трубой, к которой она подсоединяется, уже знакомо. Нарушение этого правила не позволит жидкости проникать полноценно в определенное устройство. Монтаж байпаса производится как можно дальше от стояка, но при этом требуется максимальное сближение с обслуживаемым прибором. Запрещается монтировать перемычки как-то иначе, чем горизонтально – это может привести к усиленному накоплению воздушных пузырей. До начала работ 100% воды из системы полагается слить.

Часто байпасы стараются установить, используя сварочные аппараты. Предварительно механизм придется снять, и после этого, выбрав самую удобную точку на трубе, доставляющей воду, делать в этом месте отверстия. Их формируют таким образом, чтобы соответствовать диаметру перемычки. Ее сначала вставляют как можно плотнее, а затем уже приваривают. Теперь требуется смонтировать на резьбу, к которой раньше подсоединялся радиатор, запирающие детали. И, наконец, батарея отопления водружается на прежнее место, где ее нужно включить в состав системы и прикрепить с помощью кронштейнов к стене.

Своими руками сделать все тоже возможно. Перед началом работ придется опять же выключить радиатор из системы, демонтировать его.

Затем:

  • на вводную трубу с использованием фирменных муфт накручивается байпас;
  • противоположные края служат для крепления запирающей арматуры;
  • переносят точки фиксации демонтированного прибора;
  • ставят его на вновь отведенном участке;
  • подсоединяют к системе правильно, как следует из ее устройства;
  • закрепляют батарею с использованием кронштейнов.

Учитывая большую сложность современных отопительных систем, рекомендуется поручать монтаж байпасов профессионалам. Еще лучше, если все будет делаться одновременно с установкой или заменой других компонентов. Качественный монтаж включает обязательно опрессовку после сборки, так как только эта процедура покажет, правильно ли выполнены все работы или нет. Но в то же время самостоятельная установка не должна вызывать особых проблем. Главное – все тщательно рассчитать и исключить ошибки.

Целесообразно пользоваться полностью готовыми изделиями или формировать их из отдельных блоков. Когда нет опыта, целесообразно выбирать готовые конструкции, это понижает риск возникновения ошибки. Принципиально нельзя ставить байпас непосредственно на стояк, однако чрезмерное приближение к нагревательному оборудованию слишком плохо. Тогда работа устройства будет нарушена, а его эффективность окажется недостаточной. Непосредственно у байпаса должны быть позиции для опоры или готовые крепления.

Чрезмерно удаленный крепеж в разогретом виде поворачивает трубу и делает ее некрасивой внешне. Если требуется оживить старый нагревательный контур, монтируют обходной блок с насосом, обеспечивающим циркуляцию. Дополнительно потребуются краны шаровые (не понижающие скорости движения жидкости) и возвратный клапан. Максимальное внимание стоит уделить подбору запирающей арматуры и определению диаметров рабочих частей. На каждую обводную трубу монтируется пара тройников и шаровых кранов.

Знакомясь с определенным устройством, нужно ориентироваться на его целевое предназначение. Это и определяет, потребуется ли вентиль для регулировки, термический регулятор либо возвращающий клапан. Устанавливать все детали нужно по ходу воды, отсчет ведется от фильтра. Внимательно проверяют, чтобы детали были качественные и работали бесперебойно. Недопустимо появление пор, тем более крупных неровностей в сварном шве; соединяемые при помощи резьбы детали в норме выкручиваются, демонтируются без лишних усилий.

Байпас будет работать стабильнее, если его дополнить фильтром.

Фильтрация обязательна:

  • при использовании для передачи тепла жесткой воды;
  • в долгое время использующейся и изношенной системе;
  • в отопительном контуре, куда подключены дорогие насосы, котлы, радиаторы или трубы.

Кроме грубой механической очистки, во многих ситуациях требуется и более тщательная, скрупулезная подготовка воды в отопительной системе. Конечно, нет особой необходимости устанавливать там фильтры тонкой очистки, задерживающие грязь размером до 100 мкм. Но магнитные ловушки, мешающие распространению окалины и ржавчины, окажутся вполне полезными приспособлениями. Монтировать их можно как с врезкой в трубу, так и снаружи. Ограничиться горизонтальными контурами можно только в одноэтажной постройке.

Что касается использования байпасов в многоквартирных домах, они там приносят не меньшую пользу, чем в частном жилье. Скорость изменения нагрева батарей благодаря такому устройству существенно вырастает. Они настраиваются более гибко и свободно. Исключается такая ситуация, когда на улице уже потеплело, а центральная сеть не успела еще отреагировать на это, и подает тепло как в недавний сильный мороз. Если в системе отопления будут использоваться регуляторы, байпасы тоже оказываются полезными, они понижают разрушительное действие водяного давления.

Однотрубная отопительная система требует перемычки в любом случае, а вот в двухтрубной конструкции она оказывается излишним звеном. Радиаторные узлы или водопроводные приборы ставятся независимо. Если отключить какой угодно из них, прочие компоненты будут работать эффективно, как и прежде. Единственным исключением является применение трехходовых термических клапанов. Но подобная схема используется крайне редко, потому что она экономически неоправданна. Не стоит путать двухтрубную систему и наличие двух стояков, это не всегда связано между собой.

В настоящем двухтрубном контуре вводы радиатора подсоединены к автономным взаимно стоякам. Если же радиатор соединен с разрывом единственной трубы, вторая идет сама по себе и нужна для вектора подачи сверху. Это только стояк, а однотрубной система не перестанет быть. Соответственно, байпас оказывается совершенно необходимым элементом и в таком случае. Контуры в однотрубном исполнении часто создаются в целях экономии в частных домах, это, к примеру, «ленинградка».

Не рекомендуется ставить какую-либо арматуру в промежутке от стояка до байпаса, такое расположение может привести к случайному перекрытию главной отопительной магистрали. Часто возникают жалобы, что удаление регулятора от трубы и приближение его к батарее вызывает неприятные эстетические эффекты. Но подобные претензии неверны, ведь замаскировать байпас не составляет особого труда. А строгое соблюдение технических норм оказывается крайне полезным для поддержания работоспособности системы. Заранее продумывается, где поставят шаровые краны, изолирующие радиатор, или терморегуляторы.

Условные диаметры в проходах отопительных стояков полагается делать неизменными от вывода до тройника, в который запланировано поставить байпас. Диаметр трубопровода, подводящего жидкость к радиатору, на участке от тройников, обозначается как ДУ2. Стандартные правила предусматривает, что трубы здесь должны на размер превосходить габарит стояка. Сам байпас на размер меньше подводящего контура и на два размера уступает стояку. Но описанные пропорции относятся к неуправляемым аппаратам.

Тройник будет разделять водный поток на основную ветвь, идущую к радиатору, и на обводную, проходящую сквозь байпас. Если система оборудована термостатами, перемычка позволяет сбрасывать и избыток теплоносителя. Это позволяет спасаться от чрезмерного давления и необычного разрежения. Байпас можно применять для корректировки потока воды либо для остановки его, если поставить кран. Но в многоквартирном жилье подобная конфигурация неприемлема.

Регулировка в однотрубной системе отопления частного дома не может быть достигнута шаровыми кранами. Эта задача решается за счет игольчатых вентилей, которые меняют напряженность потока максимально точно. Альтернативой является применение регулировочного блок-крана. Когда он настроен, даже самое мощное случайное воздействие не повлияет на работу системы. В большинстве случаев вертикальные стояки ставят под прямым углом.

Но взамен можно ставить отвод под тем же углом с диаметром, идентичным диаметру самого стояка. Чтобы подключить трубу из металла к полипропиленовому участку, обычно применяют фитинги с резьбой. На промежутке между осью стояков и байпасов можно ставить полипропиленовую трубу с наружным диаметром 3,2 см. На вводе тройник рассчитывают именно на такие трубы. Выход тройника позволяет подключить трубу 2,5 см, а соединяемый с байпасом контур – на 2 см.

Приобрести деталь с необходимыми линейными характеристиками довольно сложно. Однако выход есть: нужно взять самый распространенный тип тройника 25-20-25. К вводу приваривается переходник, позволяющий подключать трубу с наружным сечением «32». Нежелательно делать очень крупный сегмент для подводки к радиатору, во многих случаях он сводится к нулю. Байпас в такой системе делается из трубы 2 см, а дальше идут фитинги, связывающие сварной стык полипропилена с металлом.

К радиаторам присоединяют штуцеры, помогающие соединять накидные гайки «американского» образца. Подобные элементы дополнительно покупать обычно не требуется, чаще всего они входят в набор поставки терморегуляторов. Когда запланировано применение запорного крана, он должен быть таким же – со штуцером и с накидываемой гайкой. Так упрощают монтаж, одновременно добиваясь получения разборного соединения. По сходным принципам связывают трубы из металлопластика и соединяющие фитинги.

Есть ряд схем, при помощи которых можно организовать весь контур исключительно из металлических труб. Сварка еще применяется для этой цели, но ее популярность неуклонно сокращается. Почти всегда хватает массово продаваемых деталей с продуманной резьбой. Если межосевые дистанции радиаторов соответствуют стандартам, можно просто купить полностью завершенный байпас, который уже на производстве оснащают участками с резьбой. В продаже имеется ряд обходных узлов, которые помогают развернуть скрытую подводку, сделать подключение батарей снизу.

Во многих случаях решение приходится принимать без подбора готовой схемы, просто по особенностям места. Высота перемычки никакими стандартами и повседневной практикой не регламентируются, ее определяют индивидуально. Насосы на байпасах, если они есть, должны окружаться кранами справа и слева. Такая мера позволяет свободно демонтировать прибор, когда появляется надобность. Ставить перемычку нужно и на коллекторы «теплых полов» либо на «гребенку» подводящих и возвращаемых коллекторов.

Цель ее применения – уже не столько отключение воды, сколько исключение:

  • скачков напора;
  • гидравлических ударов;
  • разреженных участков.

Насос, создавая общее давление, недостаточно гибок. Все контуры требуется снабжать теплоносителем обособленно. Балансирующие клапаны могут теоретически работать сами, но именно байпас помогает гасить негативное воздействие перепадов давления. Твердотопливные котлы оснащаются байпасами вследствие неритмичности своей работы, поскольку высокая температура в момент прогрева создает колоссальную нагрузку на теплообменник. Как раз по этой причине, чтобы сократить продолжительность цикла прогрева, и используют перемычки.

Трехходовой кран, заблокировав доступ жидкости во внешний контур, позволяет ей двигаться строго через байпас, потому время прогревания оказывается минимальным, как и связанный с этим риск. Как только малый контур достигает определенной температуры, кран автоматически планомерно приоткрывает ввод из обратного контура. Циркуляция медленно охватывает теплоноситель, содержащийся в общем контуре. Все происходит именно максимально плавным образом, автоматика и механика согласованно контролируют это.

Смена насоса в байпасе производится так:

  • открывается кран на основной линии, перекрывается кран на насосе.
  • откручивается из комплекса насос, монтируется другой;
  • возобновляется поступление теплоносителя;
  • после выкручивания винта на фронтальной части устройства уходит воздух;
  • закрывается кран, смонтированный на байпасной линии.

Время работы уменьшится в несколько раз, поэтому останавливать обогрев не придется. Особого внимания заслуживает применение байпасов не в отопительных, а в водопроводных контурах. Тогда они позволяют упростить переключение водоснабжения на подпитку горячей водой от водонагревателя. В зависимости от личных предпочтений, можно подавать ее даже на холодный кран.

Покупка простейшего байпаса обойдется в 1200-1300 рублей, более дешевые варианты нельзя считать качественными, так как почти всегда это брак или продукция сомнительного происхождения.

Если в доме установлены старомодные батареи из чугуна либо конвекторы из стали с ребрами, они рассчитаны по большей части на работу без перемычек. В таких случаях требуется внимательно все рассчитывать и собирать максимум информации о системе. Перемешивание воды целесообразно не только при использовании твердотопливных котлов, но и при размещении калориферов. Монтаж байпаса на полотенцесушителях производится примерно так же, как и в горячем водоснабжении. Технические особенности устройства подчиняются похожим требованиям.

Распространенная ошибка состоит в установке обеспечивающего циркуляцию насоса вне байпаса. В такой конфигурации ему приходится продавливать теплоноситель не только сквозь запирающую арматуру, но и через пару отводов. Тепловая эффективность потому резко падает, а расход энергии и создаваемый насосом шум растут. Существует нелепый миф, будто циркуляционное оборудование на байпасе основного стояка не сработает. На самом деле ситуация обратная: если бы там не было резервного контура, оно не могло бы работать.

Руководствуясь этим мифом, часть домашних мастеров ставит насос в байпас обратки, располагая шаровой кран между двумя вводами. Подобная мера приводит к тому, что до запуска насоса кран придется запирать, а при остановке – отпирать. И если когда-то забыть об этом, возникнут серьезные проблемы. Если смонтировать стандартный возвратный клапан (с пружиной), он в такой конфигурации будет работать плохо или вовсе не сработает, так как гидравлическое сопротивление чрезмерно. Не следует и раскрывать обратные клапаны, убирая из них пружины или переставляя эти детали.

Стоит запустить систему с подобным оборудованием, как быстро обнаружатся «оригинальные акустические эффекты» и просто хлюпанье. Чем скорее будет движение теплоносителя, тем чаще будут раздаваться посторонние звуки. Самым эффективным способом обустройства теплопровода оказывается применение поплавкового обратного клапана для гравитационной системы. Подобные механизмы присутствуют в ассортименте практически всех основных компаний, производящих компоненты для систем отопления. Когда оборудование работает в режиме натуральной циркуляции, поплавок открывается и не блокирует ход теплоносителя; стоит запустить насос в байпасе, клапан закупоривает основной стояк и перенаправляет жидкость по обводу.

Внимание стоит уделить расходным материалам и запорной арматуре, такой как вентили. Краны, оснащенные подвижным штоком, имеют важный недочет – диаметр седла почти на 50% уступает диаметру отопительной трубы. Такое обстоятельство существенно понижает качество циркуляции, потому краны упомянутого типа в байпасы ставить не рекомендуется. Чтобы не страдать от этого и не открывать все время шаровые вентили вручную, нужно применять сильфонные вентили вдвое увеличенного сечения. Куда тяжелее подобрать подходящую арматуру для центрального канала, параллельно которому и расположен байпас.

Там нужны вентили различных типов, обеспечивающие нормальный напор горячей воды и качество ее. Если теплоноситель не слишком хорош, имеет смысл монтировать фильтр на горизонтальном секторе трубопровода. Размещение его на вертикальных фрагментах не оправдывает себя.

В любом случае, стоит отдавать предпочтение вентилям от известных, давно зарекомендовавших свою продукцию производителей. Чтобы предотвратить проблемы, связанные с переполнением трубопровода воздухом, рекомендуется монтировать кран Маевского.

Слесари не должны слишком увлекаться сваркой, резьбовые соединения гораздо практичнее и удобнее. Это станет еще яснее при первом же серьезном сбое или при ремонте, когда резьба может быть убрана слесарными инструментом, а снять приваренные части будет почти невозможно. Выбирая гайки, можно покупать крепеж с прокладками как из резины, так и из силикона. Снимая и заменяя вентиль, требуется накрутить на резьбу муфту и контргайку, вслед за чем из вентиля вынимают отрезок трубы. Эта работа выполняется с помощью рожковых либо газовых ключей.

Байпасы могут употребляться и в водопроводных контурах, но там их роль гораздо скромнее, нежели в отопительных изделиях. Там перемычки призваны только помочь в установке счетчиков и насосов. Вместо измерения участка трубы, который нужно отрезать, и монтажа на его основе готового узла, можно поступить и иначе. Сам узел разбирают на части, убирают насос и связывают сегменты трубопровода с главной трубой. Потом вновь прикрепляют насос и начинают работать над отводной трубой.

Трубопровод осторожно приподнимают кверху, чтобы исключить физический контакт с насосом. После этого его или связывают намертво, или направляют по встречным курсам пару патрубков. Между этими патрубками внедряется кран с окружающей его перемычкой; похожая методика позволяет сооружать байпасы своими руками и для иных сантехнических приборов. Конечно, перенаправляющий горячую воду узел нужно проектировать и создавать так, чтобы он не мешал работать группе безопасности. Именно поэтому, несмотря на отсутствие видимых затруднений, вполне оправданно обращение к профессионалам за помощью для подготовки и монтажа байпасов.

Профессиональный подход к созданию схемы отопления отличается не только точными расчетами, но и применением всех средств по улучшению системы. Для этого учитываются индивидуальные характеристики здания, климатические особенности региона и конечно, – уровень комфорта обслуживания. Немаловажную функцию в общей схеме выполняет байпас в системе отопления: назначение, расчет, диаметр этого элемента является обязательным не только при создании новой магистрали, но и при модернизации старой.

Назначение байпаса в системе отопления

Для чего нужен байпас в системе отопления, и какие функции он должен выполнять? Его общее назначение – формирование параллельного потока в обход компонентов отопления (радиаторов, запорной арматуры, циркуляционных насосов). Он представляет собой магистраль, соединяющую условные входные выходные патрубки конкретного элемента системы.

Он может выполнять несколько функций. Например, байпас в системе отопления многоэтажного дома необходим для проведения ремонтных или профилактических работ. В особенности это касается замены радиаторов в отопительный период. С его помощью можно перенаправить поток теплоносителя в обход батареи.

Кроме этого параллельная транспортная магистраль выполняет следующие функции:

  • Регулировка потока теплоносителя в радиатор . Установив соответствующий компонент (термоголовку) можно добиться автоматического уменьшения (увеличения) объема горячей воды в батарее;
  • Модернизация схемы – еще одно назначение байпаса в системе отопления. В первую очередь это относится к однотрубным схемам, в которых без этого элемента невозможно изменять уровень потока воды в радиаторе;
  • Создание универсального отопления . При отключении электричества лопасти циркуляционного насоса сделают практически невозможным гравитационное движение жидкости в трубах. Но для чего нужен байпас в системе отопления в этом случае? С его помощью создается обводной канал, в котором гидравлическое сопротивление не помешает естественной циркуляции воды.

На первый взгляд для установки дополнительного канала потребуется только патрубок правильной формы. Но без правильно подобранных компонентов он не будет функционировать должным образом. Для этого необходимо правильно рассчитать диаметр байпаса в системе отопления, установить запорную арматуру. С ее помощью можно перенаправлять поток жидкости в обход определенного компонента системы или исключить движение воды по байпасу.

При установке пластикой трубы в качестве байпаса в стальную магистраль нужно учитывать степень ее температурного расширения.

Установка байпаса

Зная, как работает байпас в системе отопления и зачем он необходим – можно перейти к конкретным примерам. Чаще все его можно встретить в однотрубных схемах многоэтажных домов. Но помимо этого он повсеместно используется в автономных системах частных домов. Для правильной установки необходимо выполнить расчет байпаса отопления и подобрать комплектующие для него.

Байпас в обвязке радиатора

Организация обходного канала в обвязке радиатора делается не только в однотрубной, но и в двухтрубной схемах. С его помощью можно регулировать поток теплоносителя и выполнять ремонтно-профилактические работы без остановки котла или отключения от центрального отопления.

Как сделать байпас в систему отопления самостоятельно? Сначала следует провести предварительные расчеты и правильно подобрать комплектующие. Рекомендуется использовать трубы из того же материала, что и для всей магистрали. Разница будет заключаться только в сечении. В обязательном порядке диаметр байпаса в отопительной системе должен быть на 1 размер меньше, чем сечение основной трубы.

Перед самостоятельной установкой следует ознакомиться со следующими рекомендациями:

  • В качестве запорной (отсекающей) арматуры нужно устанавливать шаровые краны. С их помощью можно оперативно перенаправить теплоноситель в байпас;
  • Монтаж смесительного клапана не рационален. Он эффективно смешивает холодную и горячу воду в коллекторных системах, где изначально нормализуется скорость потока теплоносителя. Для трубопроводов, а тем более – центрального отопления, достичь этого невозможно;
  • Обустройство байпаса в однотрубной системе отопления обязательно. Важно предварительно согласовать монтаж с управляющей компанией.

Для монтажа параллельного трубопровода приобретаются расходные материалы. Рассмотрим на примере металлопластиковой магистрали оптимальный набор комплектующих. Для чего необходим байпас в системе отопления в данном случае? Он будет выполнять функцию обходного контура для ремонта или замены радиатора, а также для регулирования потока воды в секции батареи. Сначала замеряется расстояние между прямой и обратной трубой радиатора. Перед тем как делать байпас в систему отопления отрезается труба по полученным размерам. Наиболее распространенный размер трубы в автономном отоплении – ½. Исходя из этого будут подобраны комплектующие, характеристики и стоимость которых представлены в таблице.

До того как заработает байпас в системе отопления – следует проверить надежность всех соединений. Для этого выполняется опрессовка этого участка трубопровода, желательно гидравлическим способом. Только после этого можно заполнять трубы теплоносителем.

Для установки байпаса в системе отопления многоэтажного дома нужно предварительно перекрыть стояк, к которому подключен радиатор. Сделать это могут только представители управляющей компании.

Байпас для установки циркуляционного насоса

В отличие от обвязки радиатора, назначение байпаса в системе отопления принудительного типа заключается в минимизации гидравлических потерь. Для этого насос устанавливается не на обратной трубе, а непосредственно на байпасе.

Что такое байпас в системе отопления в данном случае? Он выполняет те же функции, что и при обвязке радиатора. Отличительным является установка обратного клапана на трубе. Он необходим для предотвращения изменения направления течения теплоносителя при отключении насоса.

Помимо этого при монтаже нужно учитывать такие особенности:

  • В обязательном порядке нужен байпас в автономной системе отопления с принудительной циркуляцией. Без него при отключении электричества резко снизится скорость движения теплоносителя;
  • Оптимальный диаметр байпаса в отопительной системе для обвязки насоса – на 2 размера меньше, чем сечение основной трубы;
  • Перед насосом устанавливается сетчатый фильтр для предотвращения попадания мусора в его механизм.

Желательно использовать шаровые краны в качестве запорной арматуры. В этом узле схемы не нужна плавная регулировка объема теплоносителя. Чаще всего требуется оперативно перекрыть его поток для замены или ремонта оборудования.

Расчет насоса в байпасе отопления выполняется не по сечению обводной трубы, а по диаметру основной магистрали.

Байпас в системе центрального отопления

Назначение байпаса в однотрубной отопительной системе многоэтажного дома заключается в возможности выполнять ремонтные работы с радиатором без отключения центрального стояка. Для этого перекрываются вентили и батарея фактически отключается от общей системы без остановки теплоносителя в магистрали.

Принцип установки байпаса в однотрубной схеме отопления практически полностью идентичен аналогичному для описанной автономной. Разница заключается в особенностях работы централизованных систем, а именно:

  • При отсутствии обходной магистрали установить ее можно только с разрешением управляющей компании;
  • При выборе материалов и комплектующих нужно учитывать возможные гидравлические удары, характерные для центрального отопления;
  • Установка термостата позволит уменьшить теплоотдачу батареи в случае повышенной температуры в помещении. Увы, но обратный процесс невозможен – работа байпаса в системе отопления может только уменьшить приток теплоносителя, но не увеличить его.

Если же есть вероятность низкого уровня теплоносителя в батареях – нужно установить на байпас запорную арматуру. Таким образом, весь поток горячей воды можно перенаправить по контуру с радиатором.

Если сделать байпас в центральной отопительной системе без шарового крана и термостата – объем притока теплоносителя в батарею уменьшиться на 20-30%.

Для уменьшения трудоемкости работ рекомендуется приобретать уже готовые обходные узлы. Но перед этим нужно сделать все расчеты для установки байпаса в систему отопления – оптимальный диаметр, набор комплектующих и т.д. Если же готовых конструкций с нужными параметрами нет – можно сделать ее самостоятельно. Наиболее оптимальный вариант – изготовить байпас в систему отопления из металлопластика.

В видеоматериале наглядно показаны функциональные особенности байпаса в системе отопления:

На вопрос, что такое байпас, коротко можно ответить следующим образом – это обводная труба с запорной арматурой, позволяющая перенаправлять ток жидкости в обход того или иного сантехнического прибора. На этот трубопроводный узел возлагают как минимум две задачи – он обеспечивает бесперебойную работу трубопроводов в моменты ремонта оборудования и дает возможность управлять потоками жидкости. В общем, как в отоплении, так в водоснабжении и многих других трубопроводных системах, байпас является незаменимым узлом. Именно о нем и поговорим в этой статье, в которой вместе с сайтом сайт разберемся с вопросом, что такое байпас, как он работает, где используется и как делается самостоятельно.

Байпас в системе отопления фото

Что такое байпас: его устройство и принцип работы

Чтобы проще было понять, как со стороны выглядит байпас, а также разобраться с его устройством, рассмотрим простой наглядный пример, с которым знакомы практически все жители многоквартирных домов. Отодвиньте штору на любом окне и посмотрите на , а вернее на участок стены между ней и стояком. Что мы видим? Две горизонтальные трубы, идущие к прибору отопления и перемычку между ними – по сути, это и есть байпас, но наверняка он неполный и в нем отсутствует . Полный байпас обязательно должен иметь как минимум три крана, без которых он не сможет работать так, как задумано.


А теперь представьте на минуту, что первый кран (установленный на перемычке) отсутствует – получается так, что закрыв краны на батарее, вы останавливаете ток воды по всему стояку, лишая тем самым жителей верхних и нижних квартир тепла. Нехорошо как-то получается – именно по этой причине, открывая кран на байпасе и закрывая краны на батарее, вы получаете возможность ремонта , не останавливая работу целого стояка отопления. Вот вам и принцип работы байпаса. Мало того, такая схема байпаса позволяет еще и регулировать температуру отопительного прибора. Об этом чуть позже, а пока разберемся с областью применения данного узла трубопроводов.

Для чего нужен байпас: его область применения

Практически любая сложная трубопроводная система имеет байпас – его назначение вы уже поняли (оно сводится к получению возможности направить жидкость мимо того или иного прибора) и остается только разобраться с его основной сферой применения в быту. Ознакомимся с этим моментом более подробно.

  1. Байпас в системе водоснабжения. В большинстве случаев это устройство применяется в двух вариантах: во-первых, при установке любого насосного оборудования, в том числе и предназначенного для повышения давления в системе – если на центральный водопровод монтируется насосная станция, то байпас нужен обязательно. Во-вторых, при установке приборов учета (). Тут имеется одна тонкость – при монтаже байпаса счетчика в квартире могут возникнуть проблемы с коммунальными службами. Здесь байпас может быть расценен как попытка воровства воды – он негласно запрещен. Собрать байпас на домашнем счетчике, конечно, можно, но в процессе опломбировки могут возникнуть проблемы – в большинстве случаев его заменяют обычной вставкой, которая монтируется вместо счетчика на время его проверки или замены. Байпас удобнее, чем трубка, но, увы, его проще не делать, чем спорить с водоснабжающими компаниями. В водопроводных системах байпас выполняет исключительно одну функцию – это обводная магистраль и не более.

    Байпас в системе водоснабжения фото

  2. Байпас в системе отопления. Здесь также вариантов несколько: во-первых, это рассмотренный выше пример с приборами отопления; во-вторых, любое оборудование, которое может быть отремонтировано или заменено без остановки системы в целом. В общем, оборудование, без которого система или ее часть может продолжать свою работу. К таким приборам относят в системах отопления с естественной циркуляцией теплоносителя, всевозможные узлы учета и контроля и даже при их последовательном подключении. В отоплении функция байпаса как обводной трубы является не единственной – здесь он может использоваться и в качестве узла регулировки температуры теплоносителя, как описано в примере с батареей отопления. Такое устройство монтируется не только на стояках – некоторая его разновидность применяется в . Только в этом случае на байпасе кран не устанавливается – регулировка температуры отопительного прибора осуществляется отсекающими и регулирующими кранами специальной конструкции.

    Байпас перемычка фото

В принципе, существуют и другие варианты использования байпаса в – их может быть много, и здесь главное понять назначение этого узла, его принцип работы и устройство байпаса. Ну а найти ему достойное применение не сложно.

Установка байпаса: тонкости монтажа своими руками

По большому счету, байпас перемычка имеет довольно простую конструкцию, и собрать его можно даже с минимальным опытом сантехнических работ. Еще раз повторюсь, что здесь важен принцип работы данного приспособления и его понимание – зная это, самостоятельно изготовить байпас для или еще чего-либо не так уж и сложно. Рассмотрим этот процесс несколько подробнее.


В принципе, это и весь байпас для циркуляционного насоса – точно по такому же принципу монтируется и байпас для других сантехнических приборов. Расположить обводной трубопровод можно как вертикально, так и горизонтально – от этого момента его функциональное назначение и качество работы не изменяется.

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое байпас и как он работает. Мало того, внимательному и скрупулезному читателю теперь не составит никакого труда самостоятельно изготовить данный узел, без помощи квалифицированных специалистов. Не побоюсь повториться – если вы поймете принцип его работы и разберетесь с устройством и назначением каждого элемента, то собрать байпас своими руками будет несложно.