Что такое капы и сувели, чем они отличаются? Как и где их заготавливать? Как быстро и качественно высушить наросты в домашних условиях?

Кап

Итак, для начала определимся с некоторыми понятиями.

Кап (он же "ведьмин веник ") — это доброкачественное образование на дереве, представляющее собой пучок тонких веточек, растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.

Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но ценится весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделки мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), а также для производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров, женских заколок, мелких украшений (кап берёзы). Использование капа на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также ценится резчиками по дереву за неповторимую текстуру.

Нельзя найти два одинаковых куска капа, — даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.), но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с воллейбольный мяч или с большую тарелку.

Вырезать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.

На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа (эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции, и, как понимаете, спилить мне там ничего не дали бы... Но я изловчился и нашел кап ясеня; по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков).


(свиль ) — как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. "Витая структура",

Это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа ; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким "морозным" рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает "светиться" изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно.

— это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты... Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами — кто больше и дальше обе гал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

  1. Если нарост является "стволообъемлющим" или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания — дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.
  2. Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.
  3. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.

Сушка

Итак, как сушить? Методом "запаривания". Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

  1. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц — всё равно отвалятся.

    Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

  2. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
    с верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.
  3. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смо лы добавят древесине прочности и проявят текстуру.
  4. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный "бульончик". И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.
  5. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
    вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
    на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.
  6. Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.
  7. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! Используйте перчатки!
  8. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ""ривыкнет" к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.
  9. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать
    припуск на их удаление в последующей обработке.
  10. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.
  11. После окончательного привыкания дерева к атмосфере, выполняем из него изделие. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и, если
    есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет", что называется, проявиться вся его внутренняя красота.

Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

Работа заняла

2 место

Как создавалась работа.
Сначала сделали газетную массу, из которой "лепили" изделие. Развели обойный клей и промазывали им одну газету за другой, создавалась газетно-клеевая стопочка. Набирали по 8-10 слоев и откладывали в сторону, затем промазывами следующую партию.

Промазали 3 " газетные стопочки" и затем стали рвать их на мелкие кусочки. Получилась клейко-газетная масса.

Из неё Оля сформировала шейку утки. Газетная "колбаска" лежала на газете. Мы прорвали один слой газеты и газетными полосками окрутили утиную шейку. В таком виде она и сушилась. Сушилась очень долго на батарее отопления.

из неё же слепила и тельце уточки и тоже прокрыли газетными полосками, и положили сушить.

Когда просохло, клеем соединили части уточки.

Просохшую работу ещё раз проклеили газетой на ПВА, заравнивая неровности. Затем прогрунтовали.

Затем покрыли бежевой гуашью с ПВА и дали хорошо высохнуть (этот момент не засняла, т.к. Оля уже делала его без меня.) Когда бежевая краска просохла, сверху Оля прокрасила коричневой акриловой краской и не дала просохнуть до конца, начала тряпочкой как бы стирать краску, этим и создала иммитацию капа. По-моему у неё получилось.

Кап - редкий, очень твердый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Значение слова «кап» достоверно неизвестно. По одной из версий оно восходит к праиндоевропейскому словут «капут» (голова). В пользу этой версии говорит то, что форма капового нароста, встречающегося на ветвях (ветвевой кап) и стволе старых деревьев (стволовый кап) может напоминать форму человеческой головы.
По другой версии слово «кап» происходит от глагола «капать», так как каповый нарост часто представляет собой наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев, возникающий в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих почек.

Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.

Сегодня кап служит материалом для изготовления художественных и декоративных изделий.

Мастер по капу Тоинов Александр Гаврилович на ежегодной Георгиевсской ярмарке, которая проходит в нашем городе всегда в августе.

Мастер не сразу принимается за изготовление поделки из капа. Вначале наплыв выщелочивали в горячей воде, после чего пропаривали как следует в чугуне с деревянными опилками. И тогда бледный срез капа являл мастеру замысловатый рисунок. После этого капу давали время отлежаться на печи, просохнуть. Время сушки зависит от толщины наплыва и температуры нагретой печки. Обычно кап готов к столярной обработке через месяц-другой. И тогда в ход шли стародедовские рубанки, стамески, сверла, но только словно игрушечные, уменьшенные.

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Мастера Севера работают с березовым капом.

Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит. Толщина капового слоя может быть различной. Известно, что в первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка. В дореволюционной России кап ценился на вес золота – 70 рублей за килограмм в сухом виде. О капе ходили легенды, как о женьшене. Найти его в лесу считалось счастьем. В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.
Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготовливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствующих господствующему в те годы стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Разгаданный секрет выделки «шалнеров» Макарову удалось осуществить, освоив сложнейшие операции. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой – надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.
Свой след в истории капового промысла оставил и вятский мастер Семён Иванович Бронников, автор уникального изделия – деревянных карманных часов, футляр и корпус которых изготовлены из капа. В работе Семёну Бронникову со временем стали помогать сыновья – Николай и Михаил. Они принимали заказы на изготовление часов из разных концов России. Пик славы часовщиков Бронниковых – Всемирная выставка в Вене (1837). С успехом участвовали члены династии каповщиков Бронниковых и в последующих известных выставках, таких, как Нижегородская торгово-промышленная и художественная выставка (1896) и Всероссийская выставка в Санкт-Петербурге (1902).
Материал взят с сайтов:
http://www.idea-master.ru/Obrabotka_kapa_Podelki_iz_kapa.html
http://www.stfond.ru/articles.htm?id=11394

Если на дереве появился необычный нарост, то это означает, что структура данного растения претерпела какие-то сильные изменения.

Одним из слоев любой древесины является так называемый камбий. А подобные наросты обычно вырастают именно за счет него. Выходит, что целостность этого самого камбия была каким-то образом нарушена определенными природными условиями или же механическим повреждением.

Данная статья посвящена этому интересному явлению. Прочитав ее, можно узнать, какие бывают наросты на деревьях, как называются, и каково их значение.

Причины возникновения наростов

Обычно на растениях они возникают в результате резкого изменения в его развитии, имеющего либо естественную, либо антропогенную причину.

Наросты иногда бывают в виде просто округлых по форме образований, а бывают и в виде нескольких шишек, находящихся рядом друг с другом. Связано последнее с тем, что, когда целостность древесины по какой-то причине нарушается, то дерево пытается защититься от разных грибковых заболеваний и насекомых, поэтому и вырастают подобные немыслимой формы образования.

Наросты на деревьях: фото, название, общее описание

Кап (и капокорень) — это нарост на дереве с сильно деформированными направлениями волокон древесины. Большей частью встречаются округлой формы выросты на ветке или стволе. Наполнены они мелкими узелками спящих почек.

Растут капы, как отмечалось выше, за счёт камбия. Это своего рода ствола. Но кроме капов есть еще и другие виды наростов: гладкие (шарообразной формы) — сувель; неправильной формы — рак дерева.

Некоторые капы растут под землёй в виде опухолей на корнях. Поэтому их обнаруживают лишь после гибели растения. Такие прикорневые наросты на деревьях иногда представляют собой несколько круглых (в виде шишек) выпуклостей, между собой соединённых верёвкообразными корнями. Капы почти всегда покрыты корой, даже если находятся под землёй (это естественная защита от насекомых и заболеваний).

Некоторые виды растений имеют наросты огромных размеров. Например, такие могут быть на секвойе. В 1984 году в Австралии был обнаружен нарост немыслимых размеров на эвкалипте. Достигал он примерно 2 м в диаметре и в высоту, а странная форма его напоминала тромбон.

Виды наростов

Такие наросты встречаются практически на всех породах деревьев, но больше всего их на лиственных. Особенно часто их обнаруживают на дубе, сосне, березе и ольхе. По форме они могут быть совершенно разными. Часто бывают наросты на дереве в виде грибов.

Делятся эти образования на две группы (по расположению волокон в них): обыкновенные, у которых рисунок похож на аккуратно причесанные волосы — сувель-вал; наплывы с мелкими, закругленными и причудливо изогнутыми кружевными узорами — капы.

Кап, образовавшийся на называется стволовым, а прикорневой расположен у корня. Второй называется еще и капокорнем. Он в лесу встречается намного чаще, чем стволовой.

Самым редким, прочным и красивым, а значит, и ценным считается ветвевой кап (нарост на ветках деревьев), имеющий сравнительно небольшие размеры (в диаметре 15 см) и игольчатую структуру. А наиболее распространенным (менее плотным и ценным) является кап прикорневой, достигающий порой гигантских размеров. Нарост стволовой занимает положение промежуточное между вышеназванными разновидностями.

Ценность, особенность

Наросты на деревьях бывают самыми разнообразными по форме и размерам. Очень красиво выглядит древесина капов у следующих растений: клен, вишня, груша. На международном рынке ценным считается нарост на грецком орехе. Следует отметить, что бывали такие случаи, когда некоторые капы с текстурным рисунком оценивались на вес серебра.

Большей частью встречаются наросты небольших размеров, но бывают и экземпляры, достигающие 2 метров в диаметре, а весом больше одной тонны. Причем часто бывало так, что образование представляло собой сплошь удивительные волшебные узоры.

У березы наросты встречаются значительно меньших размеров, чем на дереве грецкого ореха. Бывает, что и по красоте своего узора они значительно превосходят последних.

Кто бы мог подумать, что такими ценными свойствами обладает обычный шишковатый нарост на дереве!

Свойства каповой древесины

Каповая древесина обладает удивительными, поистине ценными свойствами:

Природная уникальность рисунка на срезе, неповторимость строения.

Очень высока прочность.

Не горит в свободном огне.

Прекрасно полируется.

Практически не подвержена гниению.

Не растрескивается, не усыхает и не разбухает.

Хозяйственное значение и применение

Наросты на деревьях приносят немалую пользу. Не самому растению, нет. Используются они человеком в производстве различных изделий. Капы нужны для получения необычной древесины со своеобразной текстурой волокон. В связи с разнообразием неповторимых рисунков этот материал широко востребован и используется художниками, краснодеревщиками и скульпторами.

Существует огромное разнообразие известных и распространенных типов капа, применяемых при изготовлении шпона, красивых предметов интерьера, настольных игр, рам для картин, предметов для хозяйства, бижутерии и др. Такую древесину не очень легко обрабатывать из-за ее неравномерности и неоднородности направлений роста волокон, но зато она крепкая и прочная.

Широко кап применяется и в декоративном искусстве. На Вятке в XIX веке был создан народный художественный промысел: умельцы изготавливали вятские каповые шкатулки, настольные письменные наборы и пр.

Результаты исследований

Согласно статистике, на 3000 обычных деревьев, без наростов, в среднем приходится одно каповое дерево.

С 1959 года, в связи с ценностью подобной древесины, биологическим изучением капов и способов их выращивания стал заниматься Центральный НИИ генетики леса АН СССР. Ученые разработали технологию посева и выращивания берез с капами. В итоге огромная роща была высажена в Подмосковье. А с 1967 года посадки подобной берёзы стали производиться и в лесных хозяйствах Кировской области.

Как добыть кап?

В любом случае портить живое дерево в лесу из-за красивого капа не стоит. Тем более что эту найти не так уж и сложно - на деревьях в городских парках, в садах. Да и вырубается ежегодно большое количество деревьев, на которых можно обнаружить каповые наросты.

И все же... В случае острой необходимости делать это следует осторожно и в период с поздней осени до ранней весны, когда движение сока в дереве замедлено.

Нарост на можно обрезать острым ножом или спилить пилой. Обязательно место среза нужно обработать перекисью водорода и замазать садовым варом. Также можно смазать срез олифой или свежей живицей (природный антисептик), правда, сегодня ее сложно найти.

А для садоводов важно следующее. Чтобы избежать образования на садовых деревьях подобных некрасивых форм наростов, нужно чаще осматривать растения. При обнаружении трещин и повреждений необходимо их залечивать, пока не сформировались крупные капы. В садах желательно лечить все наросты на деревьях и ветках.

Заключение

Много было мнений по поводу образования капов. В итоге ученые пришли к такому выводу. Кап — это явление биологически нормальное, защитное. Образование нароста на дереве — естественный унаследованный природный процесс.

В ходе многочисленных научных наблюдений было установлено, что такие растения более здоровые. Подобное дерево более жизнестойко во время весеннего половодья и в периоды частых изменений температуры. Оно же более устойчиво и при ветрах.

Из-за ограниченных запасов данного вида древесины и в связи с вышеописанными ее уникальными свойствами данный материал представляет наибольшую ценность среди других.

Цена на мировом рынке на кап (шпон и массив) намного превышает стоимость любого другого материала такого рода, включая орех, дуб, красное и любые экзотические породы.

brek-45 14-04-2012 23:03

нашел 2 березы сантиметров 45 в диаметре каждая с каповыми наростами в круг ими покрыты на высоту метров 6-7 и растут с одного комля тоже каповый примерно метра полтора в диаметре не сувель точно покрыты какбы почками один внизу отпилил жаль фотика с собой небыло дабы показать всю картину дома сфотал то что отпилил. вопрос как все првильно распилить поскольку никогда раньше этим не занимался. попробую залить фото может ганза примет

brek-45 15-04-2012 12:00

ну неужели ни кто незнает как правильно распилить? то ли сначала на чурки да и сушить либо эти чурки пополам в длину на сырую можно или просто наросты от ствола отпилить как я с одним поступил а комель просто на части как придется?

Scunc 15-04-2012 12:42

а тут не угадаеш,лотерея это.

Шухер 15-04-2012 01:24

quote: ну неужели ни кто незнает как правильно распилить?

хлеб резал когда-нибудь? Откуда начинаешь резать, с середины? Ну а чо тогда спрашиваешь??

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:06

Скажу по собственному опыту - лично я бы начал с удаления коры. Потому что после её удаления, взгляд на то, как именно стОит начать резать, может ОЧЕНЬ СИЛЬНО измениться.

Шухер 15-04-2012 02:20

Сань её хрен отделишь пока не сваришь. Каструльке ма такой нет...
"дохтор сказал "резать!" значит резать!")))
Вдоль её вдоль! Поперёк!

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:33

quote: Сань её хрен отделишь пока не сваришь.

Володь, всё прекрасно отделяется! Небольшой заточенный ломик, типа зубила или керна, молоток и ножик поувесистей. Тем более, что спилена она в период сокодвижения. Вполне нормально должна сойти.
Да и не надо её прям всю в чистую сдирать. Достаточно понять, где под корой дрова, а где пустоты, этой корой заполненные.

До обдирки коры это выглядело как практически идеальное полушарие

Шухер 15-04-2012 02:40

Сань предлагаю компромисс - нехрен с ней церемониться! Чего это за невидаль такая - кусь дров. Токма проблемы себе создаёте. Ты выкроишь себе лишних пару сантимов и потом сам же их отрежешь или спилишь в изделии.
Совсем другое дело если из этого куся вазу резать - то да можно и заморочиться.

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:45

Шухер 15-04-2012 02:56

Всё равно почки срезать до самого мяса.

brek-45 15-04-2012 08:12

всем спасибо особенно комраду с ником шухер с этим куском понятно,но вопрос больше волнует как с остальным поступить толи также посрезать или лучше на чурки да домой под крышу пусть сохнут или эти чурки до сушки можно еще и в длину распустить

Dago 15-04-2012 10:50

Спилить и сварить. Предварительно распилив в хаотичном порядке)

Шухер 15-04-2012 12:14

quote: ли эти чурки до сушки можно еще и в длину распустить



Люди срезают капы.
Потом либо нарезают сразу на заготовки с запасом на усушку либо распускают на куски способные поместиться в сосуд для варки.
Варят.
Сушат.
Это 99% грамотного использования материала.

А бросить куски в собственном соку сохнуть под крышу (да ещё когда рез в сокодвижении) - расточительство. Материал капризный если задет в срезе.
Кольцевые по стволу капы так можно высушить если оставить с каэждой стороны по 10-15 см ствола. Я так лещину сушил - ствол в лоскуты а сама сувель живая.

brek-45 15-04-2012 14:50

Шухер 15-04-2012 16:12

По заморочкам пусть сведущие товарищи подскажут я тут не спец.

YoNas_Kaki 15-04-2012 19:25

quote: опилки листвиницы подойдут уж очень смолистые

Думаю, подойдут. Я б попробовал.

brek-45 15-04-2012 19:49

обязательно попробую. кстати спасибо за совет по очистке от коры сейчас сходил удалил кору и не только с этого куска а еще был один от корня раз в пять поболе да сувели три штуки килограм по 30-35 каждая правда не так чисто а на грубую топром и сразу стало видно где и как пилить завтра после работы думаю сначала бензо пилой по крупному а потом церкуляркой на бруски в размер 60х60х160мм или нужно крупней или наоборот можно меньше. для себя сделал вывод что сувель да и корнвой кап нужно чистить еще на дереве если высота позволяет после этого пилить ее можно не всю сразу а частями по стыкам если есть так таскать к машине легче да и мусора дома меньше.

YoNas_Kaki 15-04-2012 19:58

На счёт опилок лиственницы погоди. У нас тут с Шухером диспут в личке образовался на эту тему и в ходе оного я демонстрирую явное непонимание сути процесса Так что может и не пойдут они. Ща мы добазаримся с ним до какого-то консенсуса...

Шухер 15-04-2012 20:07

brek-45 15-04-2012 21:28

не вопрос подожду все равно завтра пилить а варить не раньше после завтра время есть. да я в теме по данной ссылке вычитал что добавляют кору лиственницы либо кору ивы при варке для тонировки а у меня чага березовая есть как думаете стоит что нибудь из них в состав для варки добавить или нет?

Romanz 15-04-2012 22:00

кора ивы или тонкие веточки в нарезке - то что надо, запах - обалдеть))) и цвет хорош...

tm105 16-04-2012 11:26

Я варил без опилок, кусками чтоб в ведро влазили, варил 6 часов, кора отвалилась в процессе варки, потом сушил. Пилил после сушки. Ничем не тонировал, после пропитки рукояти льнянкой получился такой янтарный цвет, а прожилки как бы полупрозрачные, мне так больше нравится - без краски.

YoNas_Kaki 16-04-2012 20:24

quote: Originally posted by Шухер:

нужно варить с солью, ветками ивы и можжевельника.
Соль ясно дело для повышения температуры при кипении а ветки ивы и можжевельника для контраста слоёв.
И пусть потом покажет фото готового изделия. И скажет на весь мир состав варева.

Шухер 16-04-2012 21:09

Чё ты меня сдал раньше времени. Нужно было от себя сказать про это знают все и ты тоже знал уверен вероятно просто забыл.
Новый способ простъ до безобразия.
Осталось проверить. Но проверка будет готова через месяц не раньше - до этого времени не высохнет. А ТС хочет щас - то старый метод написан.

Желательно увидеть что получилось у ТС и как играет на контрастах при пропитке светлым маслом.
Потом сравним и мой результат.
И будет выбор.
Аминь.

YoNas_Kaki 16-04-2012 21:38

Я тебя не сдавал! Я лишь написал, что ты занят колдунством. А поскольку ты всегда занят каким-нибудь колдунством, то и ничего нового я не сказал.

А про иву и можжевельник я ВПЕРВЫЕ узнал ВЧЕРА из нашей переписки. Везде, где мне доводилось читать об этом способе, писАлось, что опилки сосны или других хвойных.

brek-45 17-04-2012 05:22

вчера вышел на работу, завод по выпуску керамики, поговорил с технологом,и решил небольшую часть брусков заложить в сушильную камеру в воскресенье будет видно что получилось если высохнет и не порвет займусь поиском химии АНАКРОЛ90 и попытаюсь стабилизировать ну и конечно попробую сварить для себя решил положу кору ивы,соль и опилки листвинницы а в опилках и кора будет присутствовать. еще думаю надо после варки для ускорения процесса через сушилку прогнать если не вареное хорошо и без треска высохнет по мнению технолога должно получиться супер поскольку режимы сушки керамики и дерева схожи влажность и высокая темпаратура. а с можжевельником не знаю но вроде не растет он у нас

brek-45 17-04-2012 20:45

вот успел напилить после работы в основном кап бруски 90х90мм длина чем длинней тем лучше незнаю првильно иль нет. завтра заложу в сушилку в воскресенье увижу порветиль нет.

Шухер 18-04-2012 13:03

отмёчусь шоп маякнуло.
Температурный режим ба поподробней...

brek-45 18-04-2012 18:15

знаю что сушат трое суток про температуру завтра узнаю точно напишу,товарищ зимой сушил 2 заготовки для топорища бруски березовые не порвало и высохли отлично. свои сегодня заложил в воскресенье уиром будет известно что получилось вечером отпишусь.

Шухер 26-04-2012 02:26

А я всё жду...

brek-45 26-04-2012 05:52

не получилось порвало все надо пилить по новой и варить традиционно с солью и опилом но времени пока нет да и решил подождать пока листва распустится

Наросты на деревьях с незапамятных времен использовались для изготовления домашней утвари. Народные умельцы ценили и ценят их за природную красоту текстуры и прочность. Известный историк Н. И. Костомаров писал: «Как посуда для пищи - мисы, торели, солоницы, так и питейные сосуды - братины, ковши, корцы делались из дерева в разных местах по селам и продавались на рынках... Эти деревянные изделия украшались резьбою, которая издавна составляла любимое украшение вещей для небогатого класса. Не гнушались деревянною посудою и дворяне, а каповые сосуды были в употреблении у бояр и даже у царей и считались роскошью». Традиционный промысел не утрачивает своего значения и сегодня. Особо его почитают северные народы, в частности умельцы Республики Коми. В Сыктывкаре в 1993 году был образован Союз мастеров традиционных народных ремесел и художественных промыслов. Он объединил профессиональных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, в совершенстве владеющих техникой художественной обработки дерева, капа и бересты, кости, камня, кожи и меха. Как древесина в виде нароста превращается в изящное изделие? С этим вопросом редакция обратилась к профессиональному резчику по дереву, члену Союза мастеров Республики Коми Василию Васильевичу ПОПОВУ (г. Сыктывкар).

Нарост - резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях. Он состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. О древесине с таким пороком говорят, что она свилеватая. Ее трудно обрабатывать топором и рубанком. Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию и неповторимая, причудливая текстура.

Чаще всего наросты образуются, когда дерево получает травму механического или биологического происхождения.

Есть более ценные наросты, такие, как кап, с изысканной, оригинальной текстурой, и менее ценные - свиль - у них рисунок расположения волокон беднее, чем у капа.

Технология изготовления изделий из капа и свили довольно трудоемка, требует усидчивости. Решая композицию будущего изделия, резчик определяет, каким должен быть основной тон. В зависимости от этого выбирает породу и цвет древесины. Каждая порода древесины имеет множество оттенков.

Чтобы изобразить животное, резчик-анималист должен хорошо знать его повадки, движения, анатомию, должен уметь зарисовать характерные позы этого животного и потом выбрать наиболее точную и выразительную.

Когда цель ясна - работа спорится.

Снимать нарост лучше с частью стволовой древесины. Делать это лучше на лесозаготовках.

Свежеспиленный нарост сначала очищают от коры, затем выдалбливают полукруглыми стамесками и клюкарзами. В местах перехода нароста к стволу вырезают ручки в виде головы и хвоста какой-либо птицы, или скульптурку животного, или целую композицию. Но все это должно быть увязано с чашей или шкатулкой в единое целое. Тогда художественное изделие будет иметь ясные, законченные формы и обладать динамичностью движения.

Когда заготовка высохнет, ее окончательно обрабатывают: стенки сосуда депают тоньше, доводят линии до совершенства.

Чтобы лучше выявить текстуру древесины, подать красоту материала, требуется хорошая отделка. Шлифовку проводят сначала грубой, затем средней и, наконец, самой мелкой наждачной бумагой (или тканью). Внутренние полости шлифуют приспособлением типа «грибок», наружные - подобным «грибком», но плоским, грубо. Фасонные детали-фа-сонным бруском, имеющим контрпрофиль детали. Низ такого фасонного бруска, как и низ «грибка», обкладывают шкуркой. Окончательную шлифовку на этом этапе проводят кусочком пористой резины.

Затем изделие окунают в воду, чтобы поднялся ворс, подсушивают и снова шлифуют мелкой наждачной бумагой.

Следующий процесс - тонировка морилкой. Глубину тона делают такой, чтобы ни в коем случае не уничтожить рисунок текстуры. Цвет морилки подбирают на кусочке древесины подобного оттенка и плотности или на отходах от этого изделия.

После сушки изделие слегка дошлифовывают затертой наждачной бумагой, причем самой мелкозернистой.

Последний процесс - вощение. Изделие натирают тканью, смоченной натуральной олифой или растительным маслом. Излишки олифы вытирают сухой тканью. Затем сушат изделие не менее суток. Эту операцию повторяют несколько раз - до появления мягкого матового блеска.

Может показаться, что все довольно просто, но тут есть свои маленькие секреты. Чтобы стать профессиональным резчиком, нужно иметь тонкий вкус, чувство динамики, пластики формы и огромное терпение. Если у вас все это есть, то наверняка вы не испортите то, что природа растила десятилетиями.

Художественные изделия из капа и свили, представленные на иллюстрациях, сделаны профессиональными резчиками по дереву из Союза мастеров традиционных народных ремесел и художественных промыслов Республики Коми.