Свайный фундамент — универсальное основание для строительства кирпичных (об — читаем отдельно), деревянных, газобетонных (про — читаем отдельно) и пенобетонных малоэтажных домов в любых грунтовых условиях. Такие основания применяются и для других конструкций (к примеру — заборов, ). Прочность и надежность свайного фундамента непосредственно зависит ростверка, о технологии армирования которого мы поговорим в данной статье.

Вы узнаете, зачем необходимо свайно-ростверкового фундамента, какие материалы для этого используются и как выполняется сам процесс. Будут приведены схемы и чертежи, объясняющие все нюансы армирования монолитного ростверка.

1 Какие функции выполняет ростверк и зачем нужно его армирование?

Ростверк представляет собой ленточную конструкцию (о том, как армируют обычный — читаем отдельно), соединяющую отдельно стоящие сваи между собой. За счет обвязки опоры получают дополнительную пространственную жесткость и устойчивость к опрокидывающим нагрузкам. Также ростверк выступает в качестве опорной поверхности, на которой возводятся стены здания.

1.1 Чем и как армировать?

Армирование ленточного ростверка выполняется посредством пространственного армокаркаса, состоящего из двух продольных поясов арматуры (верхнего и нижнего), соединенных между собой горизонтальными и вертикальными перемычками.

Продольные пояса выполняются из прутьев арматуры класса А3 (горячекатаный профиль рифленого типа), диаметр которой составляет 13-16 мм. Использовать можно, что подтверждают отзывы о успешной эксплуатации таких свайно-ростверковых фундаментов на специализированных форумах.

Соединяющие вертикальные и горизонтальные перемычки могут выполняться в двух вариантах — в виде отдельных прутков приваренной к продольных поясам арматуры (схема демонстрирует конфигурацию). В таком случае необходимо использовать стержни аналогичного типоразмера, что и при обустройстве продольного пояса.

Также каркас может соединяться перемычками из выгнутой в хомуты прямоугольной формы арматуры (нижеприведенная схема). При таком подходе используются гладкие стержни класса А2 (диаметр 8-10 мм). Гнутые хомуты трудоемки в монтаже, однако они за счет меньшего количества сварных швов они более надежны и долговечны. Стеклопластиковая арматура, не подлежащая гибке, для создания хомутов не применяется.

Согласно положениям СНиП №2.03.01 «Пособие по проектированию и обустройству свайно-ростверковых фундаментов» , при монтаже армокаркаса необходимо соблюдать следующий шаг между составляющими элементами:

  • количество стержней в продольных поясах — минимум 4, расстояние между ними — до 10 см;
  • шаг между поперечными перемычками продольного пояса — 20-30 см;
  • шаг между вертикальными соединяющими перемычками — до 40 см;
  • защитный слой бетона — минимум 5 см.

Защитный слой представляет собой расстояние между крайними контурами армокаркаса и стенками бетонного тела монолитного ростверка. Если защитный слой не будет иметь требуемую толщину возникнет две проблемы — каркас не сможет правильно перераспределять действующие на ростверк нагрузки и арматура будет чрезмерно подвержена коррозии под воздействием влаги, проникающей в микропоры бетона.

Чтобы сделать защитный слой по нижней грани ростверка используются специальные пластиковые подставки-грибки, которые поднимают арматуру над опалубкой. Применение в данных целях кусков кирпича не допускается.

1.2 Как рассчитать количество арматуры?

В качестве примера приводим для монолитного ростверка периметром 8*6 м. Используем условные габариты обвязки 40*40 см. Армокаркас под такую обвязку будет состоять из двух продольных поясов по 3 стержня А3 диаметр 14 мм в каждом (шаг между прутьями 10 см, по 5 см с каждой стороны съедает защитный слой бетона). Пояса соединяются перемычками из арматуры А1 диаметр 11 мм, расположенных с шагом в 20 см.

Расчет выполняется по следующему алгоритму:

  1. Определяем общую длину прутьев в верхнем продольном поясе. Для этого: а) определяем периметр ростверка: 8+8+6+6 = 30 м; б) делаем расчет длины 3-ех стержней: 3*30 = 90 м; в) рассчитываем длину арматуры А3 на оба пояса: 90*2 = 180 м.
  2. Для соединения прутьев продольного пояса нам потребуются перемычки длиной 30 см, которые будут расположены с шагом 20 см. Выполняем расчет их количество на оба контура ростверка: 2*(30/0.2) = 300 шт, после чего рассчитываем общую длину поперечных перемычек: 300*0,3 = 100 м.
  3. Осталось произвести расчет длины вертикальных перемычек, соединяющих верхний и нижний контуры каркаса между собой. Но поскольку в примере рассчитывается прямоугольный ростверк, их количество и длина будет идентичной поперечным перемычкам. Если же используется ростверк прямоугольной конфигурации, расчет выполняется по указанной в пункте №2 формуле.

В итоге расчет нам показал, что армирование ростверка требует 180 м арматуры класса А3 и 200 м (100+100) стержней А2 диаметром 11 мм. Также может потребоваться расчет , если вы не планируете использовать стыковку сваркой. Выполняется он с учетом того, что на одно соединение уходит около 40 см материала: определяем количество соединений: 4*(30/0,2) = 600 шт; и высчитываем расход материала — 600*0.4 = 240 м.

1.3 Особенности армирования ростверка (видео)

2 Технология армирования монолитного ростверка

Амирование ростверка начинается после выполнения всех предыдущих этапов обустройства свайного фундамента — монтажа свай, их обрезки и обустройства опалубки. Вы должны иметь готовую опалубку, внутри которой на высоту, равную сечению обвязки, выступают армокаркасы свай.

При сборке каркаса арматуру можно вязать между собой с помощью проволоки либо соединять прутья методом сварки. Существенной разницы в способе стыковки нет — нередко утверждают, что сваренный каркас из-за отсутствия эластичности хуже противостоит деформациям, чем соединенная вязкой конструкция, однако в промышленном многоэтажном строительстве каркасы свайно-ростверковых фундаментов всегда свариваются, так что эти опасения беспочвенны. К тому же, сварка более практичный и быстрый в реализации способ.

Армирование ростверка — пошаговая инструкция:


Сборка армокакаркаса на прямых участках ростверка достаточно проста в исполнении. Трудности наступают при армировании углов, которое необходимо дополнительно усиливать, поскольку эта часть каркаса испытывает максимальные нагрузки.

Углы и места примыкания внутренних стен обвязки к наружным нельзя армировать перехлестом арматуры . На данных участках необходимо укладывать цельные стержни, выгнутые в Г либо П-образной конфигурации. Схема правильного армирования углов свайного ростверка приведена на изображении.

В сфере индивидуального строительства при использовании свайного основания монолитный железобетонный ростверк является наиболее популярным вариантом, поскольку даже при значительных размерах его всегда можно изготовить своими силами.

Используемые для этого материалы могут быть доставлены на стройплощадку обычным грузовым или даже легковым транспортом без применения специальных платформ или подъемных кранов.

Однако, работы по монтажу монолитного ростверка являются более сложными, чем сборного, и главная трудность заключается в правильном армировании свайного ростверка.

Часто можно слышать о схожести устройства ростверка и обычного ленточного фундамента, но такое утверждение верно лишь отчасти. Действительно, своим видом и функцией ростверк весьма похож на ленточное основание, однако условия работы этих конструкций значительно отличаются:

  • если для ленточного фундамента возникновение изгибающего момента в вертикальной плоскости — скорее, явление из ряда вон выходящее, то для ростверков, представляющих собой уложенные на сваи балки, это – норма. Находящийся между опорами пролет воспринимает вес частей здания и другие нагрузки, будучи при этом как бы подвешенным в воздухе, что и обуславливает прогиб;
  • еще одно отличие состоит в том, что приходящаяся на ленточный фундамент нагрузка является менее предсказуемой. Подстилающий грунт под различными участками основания может «поплыть» либо вспучиться. Это вызывает разнонаправленные прогибы, при которых растянутой может быть как верхняя, так и нижняя часть поперечного сечения. А растянутая зона, имеющая место при прогибе железобетонного элемента, — это, как известно, именно та зона, в которой должна располагаться арматура. Таким образом, обычный ленточный фундамент приходится армировать одинаково как в верхней части, так и в нижней.

В случае с ростверком воздействие со стороны грунта полностью исключается, поэтому возникающие в нем напряжения вполне прогнозируемы: в пролетах между сваями растянутой всегда оказывается нижняя часть поперечного сечения, в зонах опирания на сваи – верхняя.

Этим определяется и схема армирования ростверка свайного фундамента. Нижний пояс арматурного каркаса на участках между сваями делается более мощным, а в точках опирания на сваи усиливают верхний пояс.

Выбор материалов арматурного каркаса и определение его параметров

Диаметр используемой арматуры и параметры каркаса подбираются на основании расчета, учитывающего постоянные и временные нагрузки.

Расчет армирования ростверка свайного фундамента должен выполняться опытным строительным инженером, хорошо владеющим темой железобетонных конструкций.

Типовые решения

На практике в индивидуальном строительстве придерживаются следующих правил:

  • в растянутых зонах ростверка укладывают несколько продольных стержней арматуры класса AIII диаметром 20 мм и более;
  • в сжатом поясе размещают арматуру диаметром 8 – 15 мм. Шаг между стержнями продольной арматуры, также именуемой рабочей, составляет 80 – 100 мм.
  • Для восприятия поперечных растягивающих усилий, а также для объединения продольной арматуры в единый каркас, к ней крепятся поперечные стержни – гладкая арматура класса AI диаметром от 6 до 8 мм. Расстояние между ними не должно быть менее 250 мм, но обычно оно принимается равным 3/8 высоты сечения ростверка.

Если высота ростверка превышает 150 мм, в арматурном каркасе устанавливают вертикальные стержни, шаг которых соответствует шагу поперечной арматуры.

Чаще всего вместо отдельных продольных и поперечных стержней используют хомуты – детали из арматуры в виде замкнутого прямоугольника или перевернутой литеры «П».

Армирование зон примыкания лент ростверка

Там, где ленты ростверка образуют Г-образное или Т-образное пересечение, просто скрепить пересекающиеся стержни рабочей арматуры недостаточно.

Здесь располагают согнутые под прямым углом стержни, каждая часть которого укладывается в одну из примыкающих лент и заходит в нее не менее, чем на 40 диаметров.

Хомуты в этих зонах устанавливают в два раза чаще.

Производство работ

Армирование ростверка свайного фундамента выполняют сразу после сооружения опалубки. Обязательным элементом последней должны быть поперечные перемычки в верхней части, к которым, в конечном итоге, будет подвешиваться арматурный каркас.

Работы по монтажу армирования в будущем ростверке можно разбить на несколько операций.

Устройство нижнего пояса арматурного каркаса

На дне опалубки поверх гидроизоляции укладывают специальные пластиковые бобышки, на которых затем будет располагаться нижний пояс арматурного каркаса.

Если бобышек в наличии нет, их можно заменить фрагментами кирпича или деревянными брусками высотой 40 – 50 мм:

  • высота всех подкладок должна быть одинаковой, чтобы стержни арматуры заняли строго горизонтальное положение;
  • шаг между бобышками или элементами, используемыми в качестве альтернативы, зависит от диаметра рабочей арматуры: он должен быть таким, чтобы стержни не прогибались;
  • на бобышки с равным шагом необходимо уложить рабочую арматуру нижнего пояса. Расстояние от крайних стержней до боковых поверхностей опалубки должно составлять 30 – 40 мм.

При сооружении каркаса исполнитель должен руководствоваться требованиями документов, описывающих армирование ростверка свайного фундамента: чертеж конструкции со всеми необходимыми указаниями приводится в проекте постройки.

К нижнему поясу крепят стержни поперечной арматуры или хомуты, совмещающие в себе поперечную и вертикальную арматуру.

Устройство верхнего пояса

Рабочая арматура верхнего пояса подвешивается на перемычках опалубки, о которых было упомянуто в начале раздела. Длина подвесов должна быть такой, чтобы после заливки ростверка над арматурой образовался защитный слой бетона толщиной от 30 до 40 мм.

Стержни верхнего пояса связываются с поперечной и вертикальной арматурой либо с хомутами, если таковые используются.

Затем оба рабочих пояса следует привязать к арматуре, выступающей из свай. Арматурный каркас можно считать готовым.

Способы вязки арматуры

Наиболее распространенный метод крепления – связывание арматуры с помощью специальной проволоки. Электросварка используется очень редко и только для арматуры, имеющей в маркировке литеру «С».

Соединять сваркой обычную арматуру не допускается, поскольку вследствие воздействия высоких температур она становится менее прочной.

Для вязания арматуры применяют только отожженную круглую проволоку диаметром 1 мм. Необожженная проволока является менее пластичной, поэтому плохо гнется и легко обрывается.

Быстрее всего вязка арматуры осуществляется с помощью специального пистолета, снабженного аккумулятором. Но его приобретение целесообразно только при больших объемах работ, к тому же он не очень удобен при вязке арматуры в труднодоступных местах.

Армирование свайно – ростверкового фундамента для частного дома в основном осуществляют посредством другого инструмента – специального крючка. Профессионалы предпочитают самодельные крючки, но для разовых работ сгодится и покупной.

В продаже можно найти как обычные, так и винтовые крючки, называемые, также, полуавтоматическими.

Последние позволяют выполнять вязку арматуры несколько быстрее, но в силу своей конструкции после затягивания узла они оставляют слишком длинные свободные концы проволоки, которые часто выступают из бетона и начинают ржаветь.

Наиболее простыми и распространенными видами узлов являются так называемые «петля» и «две петли». Первый используется при соединении арматуры внахлест, второй – для стыковых соединений. На практике же петлю часто применяют не только для нахлесточных соединений, но и для угловых.

На завершающем этапе монтажа арматурного каркаса следует извлечь бобышки, на которых устанавливалась рабочая арматура нижнего пояса. После этого весь каркас окажется подвешенным на проволоке, обвитой вокруг верхних перемычек опалубки. Теперь можно приступать к заливке бетона.

Видео об армировании ростверка свайного фундамента


Устройство оснований под любое здание – это очень ответственный и важный этап, с которого начинаются основные строительные работы. Рекомендуется производить изготовление фундаментов в строгом соответствии с проектной документацией.

Для монолитных конструкций достаточно важной частью работ является армирование ростверка. От качества связанной арматуры во многом зависит прочность всей конструкции. Произвести армирование можно самостоятельно, предварительно ознакомившись с технологией данного вида работ.

Что такое ростверк

Ростверк – это монолитный элемент основания здания, соединяющий отдельно стоящие столбы или сваи в единую систему. Он изготавливается в виде ленточного фундамента, на который устанавливаются несущие и внешние ограждающие конструкции строения. Лента равномерно распределяет нагрузки по всему основанию здания, которое в свою очередь передаёт их грунту.


Схема устройства ростверка

Ростверк может быть выполнен не только в виде монолитного ленточного фундамента. Также он изготавливается из деревянных, металлических и ЖБИ изделий, расположенных между столбчатыми опорными конструкциями. Такое устройство в виде балок используется гораздо реже, чем монолитное.


Различают висячие и заглубленные конструкции

В зависимости от высоты относительно уровня земли различают висячий и заглубленный варианты устройства. При строительстве заглубленного ростверка выбирается монолитное исполнение. Если изготавливается висячий, то основа ростверка может быть устроена из горизонтальных балок.

Монолитный ростверк содержит в своей основе бетон и арматуру. Армирование занимает основную долю времени при устройстве данного вида оснований. При проведении работ по необходимо руководствоваться строительными нормами и правилами 52-01-2003.

Ростверк должен служить надёжной опорой и защищать строение от влаги. Фундамент свайно-ростверковый подходит для строительства зданий с числом этажей не более трёх.

Устройство монолитного ростверка

Чтобы изготовить монолитный ростверковый фундамент, потребуется выполнить несколько этапов работ.

  1. Установка опалубки.
  2. Армирование ростверка.
  3. Бетонирование.
  4. Распалубка.
  5. Гидроизоляция ленты.

Установка опалубки


Опалубку необходимо установить строго под углом 90 градусов

Ростверковый фундамент изготавливается висячим или заглубленным в грунте. От его формы напрямую зависит и конструкция опалубки.

Вне зависимости от конструкции боковые стены опалубки должны быть собраны в строго вертикальном уровне, а углы соответствовать 90°, если проектом не предусмотрено другое исполнение.

При изготовлении ленты в земле можно использовать грунт вместо опалубки, как опору для будущего фундамента. Выше уровня земли собирается опалубка чаще всего из досок или фанеры. Она сколачивается или стягивается таким образом, чтобы бетон не выдавил доски и не растёкся в процессе его укладки. Та часть фундамента, которая выступает над землёй, будет ограждена такой конструкцией.

Если выбран висячий вариант , тогда необходимо предусмотреть в опалубке качественное основание. Его требуется рассчитать, исходя из нагрузки, которую оно должно выдержать. Нагрузка определяется массой бетона и арматуры. Также необходимо учесть механические воздействия на конструкцию от вибрирования бетона в процессе его заливки.

Боковые стены опалубки должны быть крепко собраны. Для этого могут быть использованы поперечные стяжки, распорки, трубки со шпильками и другие материалы, которые обеспечат надёжность конструкции.

Некачественная опалубка может привести к срыву процесса укладки бетона. Это недопустимо в строительстве, но часто происходит из-за халатного отношения к этой части работ.

Армирование ростверка


Армирование конструкции

Армирование ростверка свайного или столбчатого фундамента является одним из самых ответственных этапов устройства основания под здание.

В качестве основного материала для армирования фундаментов используется периодическая металлическая арматура. В последнее время её начали заменять композитной стеклопластиковой. Стоит отметить, что стеклопластиковая арматура не подходит для висячих конструкций. Она хороша там, где имеется опирание на грунт.


Арматуру сваривают в балки

Арматура связывается или сваривается в отдельных случаях в каркасы, так называемые балки. Существует несколько видов балок. Тип армирования, а значит и вид балок, определяется на стадии проектирования.

При самостоятельном строительстве, когда отсутствует проект, и нет возможности обратиться к специалистам, есть вариант воспользоваться онлайн калькулятором армирования. Желательно найти в интернете несколько таких онлайн программ и произвести расчёты в каждой, чтобы, сравнив данные, определить погрешность в подсчётах. Рассчитав армирование по внесённым параметрам фундамента, можно приступить к работам.

Армирование монолитного ростверка в самом распространённом виде состоит из прямых продольных и поперечных стержней, которые соединены между собой вязальной проволокой или сваркой. Чтобы правильно произвести соединение конструкции из арматуры изготавливаются хомуты и П-образные изделия. Они являются связующими элементами в узлах арматурного каркаса.

Чтобы узнать, как правильно изготавливаются арматурные каркасы и их узлы, необходимо ознакомиться с руководством по конструированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжёлого бетона (без предварительного напряжения).

Армирование свайно-ростверковых фундаментов невозможно без соединения арматуры свай с каркасом ростверка. При устройстве свайного поля на стадии армирования вертикальные стержни изготавливаются с припусками по высоте. При монтаже арматурного каркаса ленточного фундамента выпущенные из свай пруты загибаются на нужном горизонтальном уровне и связываются с основным каркасом. Таким образом, достигается цельность конструкции. Все подробности по заливке свайно-ростверкового фундамента смотрите в этом видео:

Нельзя нагревать металлическую арматуру для того, чтобы согнуть её. Для сгиба необходимо использовать специальные приспособления или трубогибочный станок.

Бетонирование ленты


Заливать бетон в опалубку нужно без перерыва, чтобы получился качественный монолит

Ростверковый фундамент заливается бетоном единовременно без перерыва в работах до полного их завершения. Категорически запрещено делать разрывы по длине фундамента. Единственным разрешённым действием является разрыв по высоте ростверка. После заливки 150-200 мм слоя по всему объёму ленты делается перерыв в работах.

Перед продолжением строительных работ необходимо дождаться, когда бетон наберёт минимально допустимую прочность. Затем требуется счистить верхний слой, так называемого бетонного молочка, и только после этого продолжать бетонирование ленты.

Важно производить работы так, чтобы в бетонной массе не было никаких пор. Требуется, чтобы бетон заполнил всё пространство в опалубке. Не должно остаться ни одного воздушного кармана внутри ростверка.

Распалубка


Важно не снимать опалубку раньше времени

Можно один раз пренебречь этим процессом и произвести его раньше времени, чтобы понести убытки, которые ощутимо скажутся на строительном бюджете.

При преждевременной распалубке фундамент может дать трещину, что не оставит практически никаких вариантов, кроме его демонтажа. В таком случае потребуется устройство нового основания, соответственно затраты на строительство значительно вырастут.

Бетон набирает прочность в зависимости от его марки и температуры окружающей среды. Идеальной считается температура 20°С, в таких условиях бетон марок М200-300 наберёт 100% прочность за 28 дней.

Данные по набору бетоном прочности представлены в таблице.

Процент прочности бетона в зависимости от температуры
Марка бетона Срок твердения, суток -3°С 0°С +5°С +10°С +20°С +30°С
1 3 5 9 12 23 35
2 6 12 19 25 40 55
М200-300 на портландцементе М-400 и М-500 3 8 18 27 37 50 65
5 12 28 38 50 65 80
7 15 35 48 58 75 90
14 20 50 62 72 90 100
28 25 65 77 85 100 -

Из таблицы видно, что при низких температурах целесообразно использовать бетон с добавками для быстрого набора прочности. Это немного увеличивает его стоимость, но и значительно ускорит строительный процесс.

Допускается производить распалубку при наборе бетоном прочности не менее 50%.

Гидроизоляция ленты

При висячем ростверке можно использовать обмазочную гидроизоляцию. В заглубленном исполнении есть возможность уложить рулонную гидроизоляцию в землю перед заливкой бетона и после распалубки верхней части полностью закрыть ей фундамент. Подробнее о гидроизоляции ростверковой конструкции смотрите в этом видео:

Важно защитить основание от влаги. Если фундамент впитает воду, то в зимнее время при минусовых температурах во время расширения замерзающей воды в нём будут образовываться микротрещины. Этого необходимо избежать.

Ошибки при армировании и как их избежать


Не стоит армировать углы перекрещивая арматуру

Существует ряд ошибок, связанных с армированием, которые допускают неопытные строители в целях экономии или просто по незнанию строительных норм и правил. Ниже приведены самые часто повторяющиеся из них.

  1. Уменьшение диаметра буронабивной сваи, по мнению некоторых строителей, должно сопровождаться уменьшением количества вертикальных стержней арматуры, к которым впоследствии должен крепиться каркас ростверка. Уменьшение припуска вертикальных стержней.
  2. Армирование угловых участков перекрещиванием прямых прутьев арматуры. Так поступают многие, чтобы не усложнять вязку каркаса.
  3. Несоблюдение шага установки перемычек при армировании ростверка. Пропуск необходимых соединений. Подобное часто происходит в целях экономии.
  4. Отклонение арматурного каркаса от центральной оси. Это приведёт к неравномерной несущей способности основания.Такие вещи часто случаются из-за банальной халатности. Все тонкости армирования свайного фундамента, смотрите в этом видео:

Решения вышеперечисленных ошибок приведены ниже.

  1. Диаметр сваи не должен быть менее 300 мм, а количество вертикальных стержней ниже 4, припуск арматуры под ростверк должен быть не менее 0,5 м.
  2. Для правильного соединения узлов балок следует изготовить гнутые П- и Г-образные детали, которыми требуется соединять угловые элементы.
  3. При устройстве арматурного каркаса должен соблюдаться шаг от 200 до 400 мм между перемычками. Точный размер шага определяется на стадии проектирования.
  4. Требуется производить все измерения с использование строительных уровней, чтобы каркас был выставлен относительно центральной оси.

Армирование – это значимая часть процесса строительства. Важно всё и качество материалов, и опыт строителей, и наличие рабочей документации.

Несоблюдение правил армирования может привести к самым серьёзным последствиям. Этот этап строительства один из самых ответственных.

При производстве строительных работ любая ошибка приводит к уменьшению срока эксплуатации здания без необходимости ремонта. Это в лучшем случае. В худшем, ещё на стадии возведения здания оно подвергается перестройке.

Для достижения максимальных сроков эксплуатации требуется соблюдать строительные нормы и правила, не допуская отклонений от проекта. Строительство объединяет в себе комплекс мероприятий, которые необходимо соблюсти для достижения желаемого результата. По возможности лучше доверить такую работу профессионалам.

Проблемы с обеспечением устойчивости зданий на сильно обводненном и подвижном глинистом грунте заставляют застройщиков искать и использовать типы фундаментов, более надежные и одновременно простые в изготовлении. Одним из вариантов решения проблемы считается использование свайно ленточного фундамента, объединившего в своем устройстве признаки двух типов фундаментных систем — свайного и ленточного.

Что такое свайно-ленточный фундамент

Ленточный фундамент на сваях представляет собой устойчивую и долговечную конструкцию, предусматривающую монтаж ленты на сваи. В результате получается монолит. Такой вариант часто выбирают в качестве основания для малоэтажных массивных домов.

Ленточный фундамент на сваях получается в результате соединения свай и ленточной конструкции. Такой вариант выбирают при сооружении домов на территориях с проблемными грунтами. Сваи могут иметь разную длину, форму и диаметр. Нагрузка от здания распределяется на ленту, что позволяет избежать разрушительных воздействий подвижного грунта. В этой системе есть железобетонный элемент, устанавливаемый на различную глубину.

Что дает использование свайно-ленточного фундамента

По названию схемы становится понятным, что в одной конструкции объединяются две совершенно разные системы - свайная и классическая ленточная, чаще всего в виде упрощенной мелкозаглубленной бетонной ленты. Затраты на строительство таких систем заметно выше в сравнении с лентой или сваями, но благодаря особенностям устройства свайно ленточного фундамента можно добиться более высоких качественных характеристик основания будущего дома:

  • Применение свай позволяет существенно снизить чувствительность ленточного фундамента к пучению грунтов. Если почва чрезмерно перенасыщена влагой, свайно-ленточная схема позволит перенести большую часть веса коробки здания на более жесткие слои грунта на глубине 1,5-2 м;
  • Бетонный ленточный ростверк на свайном фундаменте увеличивает в разы жесткость основания, поэтому на свайно-ленточной конструкции можно легко строить дома из облегченных материалов, например, пеноблока, газобетона, арболита;
  • Наличие у свайно-ленточной системы «моста», соединяющего отдельные сваи, не означает, что такой вариант подойдет для зданий любого веса. Чаще всего фундамент получается относительно дешевым и достаточно жестким, чтобы выдержать вес каркасного или бревенчатого здания, высотой не более двух этажей.

В некоторых случаях, например, на плывунах, песчаных и суглинистых грунтах со слабой несущей способностью, да еще в придачу с уклоном и высоким уровнем верховодных вод, строительство свайно ленточного фундамента, по сути, является наиболее оптимальным по прочности и стоимости обустройства базы под коробку здания.

К сведению! Можно, конечно, забить железобетонные сваи, но такая схема обойдется гораздо дороже, и все равно потребуется собирать из стального швеллера или деревянного бруса обвязку под укладку стен.

Кроме того, для фундамента на основе бетонных свай нужно будет сделать достаточно серьезный расчет и проверку несущей способности грунта, а забивку железобетонных опор, в отличие от свайно-ленточного варианта, выполняют дизельным молотом. Понятно, что сделать эту часть работы своими руками практически невозможно, тем более что аренда оборудования и сами сваи обойдутся в половину стоимости всего свайно-ленточного фундамента.

Отличия свайно-ленточной схемы фундамента

Как и у большинства современных фундаментных конструкций, есть у свайно ленточный фундамента плюсы и минусы, о которых лучше узнать заблаговременно и обстоятельно, прежде чем затевать изготовление свайно ленточного фундамента своими руками.

Недостатков немного, но все они достаточно весомые:

  • Строительство свайно-ленточного фундамента требует большого количества ручного труда, так как традиционное использование экскаваторов для рытья траншей зачастую невозможно из-за пробитых для свай скважин;
  • При связке свай с бетонно-арматурным ростверком свайно-ленточного фундамента требуются уверенные навыки работы с обвязкой арматуры, выводом высоты оголовков опор и точной выкладкой горизонтального арматурного каркаса. От этого зависит, смогут ли отдельные элементы свайно-ленточного фундамента работать, как одно целое;
  • Перед тем как сделать свайно ленточный фундамент, необходимо получить полную информацию о степени пучения грунта и его несущей способности. По полученным данным делают расчет нагрузки на опорную ленточную поверхность фундаментной системы.

Наиболее распространенная свайно-ленточная схема предусматривает заглубление горизонтальной ленточной основы на 35-42 см ниже нулевой отметки. По сути, при подготовке котлована просто убирается плодородный слой до несущего уровня, углубляется на величину отсыпной подушки из песка и гравия, и заливается ленточный периметр высотой не менее 20 см над уровнем грунта.

Общая высота бетонной ленты свайно-ленточного фундамента рассчитывается из условий нагрузки от веса здания по несущей способности грунта. Благодаря использованию свай получается даже не мелкозаглубленный, а частично заглубленный ленточный фундамент. По сути, свайно-ленточная схема представляет собой полноценный бетонный ростверк, привязанный к грунту.

Для сильно пучинистых грунтов существует опасность выдавливания ленточного основания верхним слоем почвы. В самых неблагоприятных условиях давление грунта на ленту столь велико, что бетонные опоры, на которых стоит свайно-ленточный фундамент, в процессе пучения вытаскиваются из скважин или обрываются на оголовках, если стыковка сваи с ленточным основанием выполнена с нарушением технологии. Для предупреждения подобных проблем бетон приходится комплектовать «теплой» отмосткой, использовать более стойкие опоры Тисэ или переделывать фундамент свайно ленточный на свайно ростверковый вариант. Но это скорее исключение из правил, чем само правило.

Разновидности свай

Такой фундамент устраивают на сваях винтового и буронабивного типа. К первой группе относят изделия, выполненные из металлической трубы. На конце свай имеются лопасти, предназначенные для вкручивания в грунт. По принципу действий эти элементы можно сравнить с шурупами. Лопасти придают винтовой свае жесткости. Они погружаются в твердый слой грунта.

Сваи изготавливают разного диаметра - от 57 до 133 мм. Для малоэтажных строений выбирают трубы длиной от 165 до 350 см. Такие сваи ввинчивают в землю, используя специальное оборудование. Можно применять ручные устройства. Чтобы продлить срок эксплуатации свай, их покрывают грунтовкой и слоем краски.

Сваи буронабивного типа изготавливают своими руками. Сначала бурят скважину до ее погружения в твердый слой грунта на 60 см. Дно следует засыпать песком на 30 см. Затем подушка тщательно утрамбовывается. Скважину армируют стальными прутьями. Затем ее заливают бетоном. Для опалубки сваи выбирают трубы из асбестоцемента, картона или пластмассы. Работа не требует специальных навыков или знаний.

Свайно-винтовой фундамент, в отличие от свайного, имеет железобетонный ростверк. Ленточные основания выполняют заглубленными, мелкозаглубленнымии незаглубленными. В некоторых случаях создают ростверки из бетона, находящиеся выше нулевой отметки.

Ленточный фундамент со сваями при самостоятельном возведении обычно делают мелкозаглубленным. Монолитная железобетонная лента заглубляется в землю на 20-40 см. Ее помещают на подушку из гравия и песка глубиной 30 см и сваи. Эти фундаменты заливают на слабо-пучинистом и непучинистом грунте. Если почва пучинистая, делают ленту навесного типа.

Любое строительство своими силами требует вдумчивого подхода, поэтому лучшим помощником будет сделанная своими руками пошаговая инструкция для работы со свайно-ленточным фундаментом. Заранее продуманные этапы позволят избежать грубых ошибок. Например, перед тем как планировать постройку с ленточно свайным фундаментом своими руками, как на видео- необходимо в первую очередь выполнить дренаж на участке. В противном случае дождь и верховодные воды сведут на нет все усилия по изготовлению скважин и отливке свайно-ленточного фундамента:

Свайно-ленточный фундамент своими руками: пошаговая инструкция

Сегодня строительные работы стоят довольно дорого. Поэтому многие владельцы загородных участков решаются возводить ленточный фундамент на сваях самостоятельно, с использованием подручных средств. Такая работа имеет некоторые особенности.

Очистка территории

Подготовка площадки для устройства свайно-ленточного фундамента начинается с очистки территории. На это может уйти несколько дней. Перед постройкой ленточного фундамента на сваях с территории вывозят мусор, убирают деревья и кусты. На этом этапе могут возникнуть некоторые сложности.

Важно определить место для костра, в котором будет сжигаться ненужный мусор. Не следует складировать его на участке. Место для костра немного обкапывают. Это необходимо для соблюдения требований пожарной безопасности. Пни удаляют с корнями.

Во время расчистки территории под ленточный фундамент на сваях важно убрать и сорную траву. Чем лучше будет выполнена эта работа, тем меньше проблем возникнет в дальнейшем с ландшафтным дизайном. На участках, где будут грядки и газон, снимают слой почвы на глубину 4-5 см.

Разбивка осей

Сперва площадку, где будет возведен ленточный фундамент на сваях, выравнивают. Затем делают разбивку. Этот процесс заключается в перенесении плана с бумаги на строительную площадку. При помощи шнуров и обноски отмечают положение осей фундамента, ширину ленты и точки, где будут установлены сваи. Все эти данные определяют исходя из предварительного расчета.

Перед выбором материалов и началом строительных работ определяют тип строения, и продумывают план действий. В него включают подробную схему размещения дома на территории, особенности фундамента на сваях.

Затем начинают разбивку. Такая работа имеет несколько специфических особенностей, поэтому лучше обратиться к геодезистам. Это связано с перепадами высот на участке. Если их не учесть, в будущем появятся проблемы, связанные с усадкой дома и деформацией фундамента. На стоимость разбивки осей влияют объемы работ.

Разбивка заключается в перенесении размеров осей строения на участок, и создании разметки. После для фундамента на сваях выкапывают траншеи. Габаритная ось является условной направляющей, обозначающей центр или границы расположения перекрытий и опалубки. Направляющие соответствуют габаритам каждой несущей конструкции и фундамента в целом.

Сделать разбивку ленточного фундамента с буронабивными сваями можно при использовании таких инструментов:

  • красная краска;
  • молоток;
  • красная ветошь;
  • гвозди;
  • колышки;
  • строительная рулетка;
  • доски;
  • проволока или бечевка.

Углы обноски необходимо создать идеальными. Это позволит правильно разбить фундамент. Иначе стены окажутся под углом друг к другу, что снизит прочность всего строения. При создании перекрытий из стандартных материалов следует в точности перенести габариты осей на участок для ленточного фундамента на сваях. Важно постоянно проводить замеры и трижды проверять каждый полученный результат.

Габаритные оси - это линии, показывающие на участке габариты фундамента дома и его форму. Найти габаритные оси довольно просто:

  • На участке выносят две точки, удаленные друг от друга на расстоянии самой длинной оси, расположенной горизонтально.
  • Указывают на схеме ленточного фундамента на сваях расстояния между направляющими, и привязку основания к ним.

Процедура разбивки ленточного фундамента на сваях состоит в следующем:

  • определить основные оси;
  • нанести их на площадку;
  • выполнить обноску (закрепить на местности разметку дома).

Главные оси определить довольно сложно, поэтому для такой работы лучше пригласить геодезистов. Основными осями называют перпендикулярно расположенные линии, начинающиеся от несущих конструкция до центральных точек. Там, где они пересекаются, должно оказаться пересечение диагоналей, построенных из углов дома.

Затем, используя имеющиеся данные, можно узнать и расположение других точек. Место, в котором пересекаются основные оси, обозначают колышками. При строительстве небольшого дома, имеющего простую форму, разбивку выполнять необязательно. Можно сразу находить габаритные оси. Их фиксируют деревянными кольями и арматурой, чтобы они не расшатывались.

Профессиональные строители придерживаются двух обязательных правил, помогающих при разметке фундамента:

  • Если здание будет прямоугольным или квадратным, стоит внимательно следить, чтобы каждый угол был прямым.
  • Если перекрытия будут выполнены из бетонных панелей с крупными пустотами, следует сделать так, чтобы габариты фундамента ленточного типа им соответствовали.

После разбивки понадобится вырыть траншеи, по ширине соответствующие ширине ленты и стен опалубки. Глубину выбирают исходя из величины заглубления ленты фундамента. Она должна быть ниже нулевой отметки, с учетом гравийно-песчаной подушки. Средний показатель - полметра.

При устройстве свайного фундамента на слабых грунтах возможна его осадка. Чтобы этого не произошло, стоит выполнить ряд вычислений, которые помогут определить предельные состояния почв. При расчете осадки свайно-ленточного фундамента в качестве главной величины выступает показатель суммарной осадки S, который не должен оказаться больше предельно допустимой деформации Su.

Выемка грунта

При наличии устойчивой почвы на участке ширину траншеи выбирают равной ширине ленты фундамента на сваях. Опалубка в таких случаях не требуется. Ее роль будут выполнять стенки траншеи. При неустойчивых породах грунта ширина траншеи увеличивается - с расчетом на установку опалубки для фундамента с двух сторон.

После расчетов свайно-ленточного фундамента по оси траншеи бурят скважины на глубину, превышающую уровень промерзания грунта на полметра. Песчаная подушка занимает 30 см. Скважины бурят ручным или садовым буром. Расстояние между ними делают не больше двух метров. Диаметр скважин должен оказаться больше 1/3 ширины ленточного основания.

После выполнения всех отверстий на дно каждой скважины засыпают песок 10-20 см высотой. Подушку трамбуют. Она способна хорошо защитить ленту фундамента на сваях от воды. Затем в отверстия устанавливают сваи. Стенки скважин укрывают рубероидом.

Сократить расходы на возведение свайно-винтового фундамента получится при самостоятельном выполнении строительных работ. Бетон замешивают на месте. Обычно мощности бетономешалок недостаточно, чтобы залить все за один раз. Поэтому сначала создают свайное поле, и только после этого бетонируют ленточное основание. Фундамент из ленты на сваях получится сделать монолитным, если заказать миксеры. В этом случае бетон заливают сразу в сваи и опалубку МЗЛФ.

Свайное поле

Свайным полем называют площадку под ленточный фундамент, на которой сваи установлены по заранее созданной схеме. Обычно это сплошное поле, подготовленное для постройки дома. Свайные поля состоят из двух и более рядов опор. На полях небольшой площади сваи допустимо размещать в ряд. Обычно такой вариант применим при возведении фундаментов для различных ограждений.

Сплошным полем называют участок, подготовленным для устройства монолитного основания или фундамента сборного типа. Часто сваи устанавливают в шахматном порядке.

При проектировании свайного поля для ленточного фундамента учитывают такие параметры:

  • Выбор типа свай с учетом характеристик почвы на участке.
  • Высокий уровень подземных вод.
  • Определение размеров свай с учетом типа ростверка и предполагаемой нагрузки на основание.
  • Показатель несущей способности сваи. Его вычисляют, исходя из данных предельного сопротивления грунта, длины и сечения сваи.
  • Количество свай и схема их размещения.

При устройстве свайного поля важно свести земляные работы к минимуму.

Установка свай для фундамента

При устройстве свайно-ленточного фундамента своими руками сначала под опоры делают опалубку, затем армируют и заливают бетоном. Если же фундамент будет установлен на винтовые сваи, в местах их монтажа выкапывают небольшие лунки - 10-15 см.

При покупке готовых свай из бетона расходы на устройство фундамента существенно возрастают. Их забивают в землю специальной техникой. Важно создать подошву для каждой сваи. В трубу следует залить бетон на 40 см, а затем поднять трубу на 30 см. Снизу бетон начинается растекаться и образует пятку - расширение, на которой фиксируется каждая опора свайно-ленточного фундамента.

Металлические сваи с лопастями закручивают вручную или специальной техникой. В первом случае необходимо следить за их вертикальным положением. В технологические отверстия сверху трубы вставляют лом, а на его концы надевают полые трубы. Они служат рычагами, при помощи которых легко завинчивать сваи в грунт.

Изготовление опалубки для фундамента

На дно траншеи для свайно-ленточного фундамента засыпают песчаную подушку. Ее делают не меньше 15 см. подушка должна быть уложена ровным слоем по всему периметру фундамента. Как и для свай, песок заливают водой, а затем трамбуют. Чтобы придать конструкции дополнительной прочности, можно засыпать слой щебня.

Затем приступают к изготовлению опалубки ленточного фундамента на сваях. Ее обычно выполняют из ДСП, досок, специальных панелей. При необходимости использовать материал опалубки в дальнейшем, стоит застелить стенки полиэтиленовой пленкой.

Готовые щиты прибивают к кольям, забитым в землю через каждый метр. Опоры для стен опалубки располагают с внешней стороны. По низу и верху опалубки прибивают дополнительные планки, служащие для удержания стенок.

Заканчивая монтаж опалубки, следует убедиться, что она расположена выше отметки заливки бетона. Затем на дно можно укладывать кирпичи, и начинать армирование. Для надежности стоит укрепить стенки фундамента стяжками и подкосами.

Армирование свай и ростверка

Внутрь опалубки закладывают стальные прутья. Их следует укладывать в трех направлениях, формируя трехмерную сетку. В точках, где пересекаются прутья, их связывают вязальной проволокой. Обязательно следует связать арматуру ленточного фундамента и свай. Благодаря этому соединения обеспечивается прочность основания.

На каждую сваю должно приходиться по 3 прута. Их монтируют в виде треугольника. Концы прутьев должны выступать над верхом каждой сваи на 20 см. Для усиления армирования возможно создание цельного каркаса из прутков.

Осталось замесить раствор и начинать заливку свайно-ленточного фундамента. Стоит помнить о способе создания подошвы при бетонировании свай. Во время заливки раствор уплотняют штыкованием.

Особенности заливки свайно-винтового фундамента

В качестве вяжущего элемента бетонной смеси выбирают портландцемент марок М200-М500. Тонкости приготовления и заливки свайно-ленточного фундамента:

  • Раствор делают средней плотности, он не должен оказаться жидким.
  • Заливку ленточного фундамента на сваях проводят одновременно за небольшой период времени. Сначала бетонируют все сваи. Однако выполнять это следует только после соединения всех прутьев арматуры - как свайных, так и ленточных.
  • Сначала рекомендуется залить несущие конструкции (сваи). Затем их оставляют на пару суток, для набора прочности бетона. Лучше не заливать ленту сразу после свай. Это объясняется тем, что добиться герметичности трубы на песчаной подушке довольно сложно. Часть бетона все равно уйдет снизу трубы.
  • Когда бетон наберет прочность, ленточный фундамент заливают одновременно в нескольких точках. Для этого лучше использовать несколько бетономешалок. Процесс должен быть автоматизирован.
  • После заливки ленточной части основания его оставляют на неделю. За это время бетон наберет половину прочности.

После утряски фундамента проверяют горизонтальность ростверка. При необходимости поверхность выравнивают.

Важно! Фундамент нельзя заливать в мокрую погоду. При несоблюдении этого условия коэффициент прочности бетона существенно снизится.

Гидроизоляция и вентиляция

При сооружении свайно-винтового фундамента важно защитить его от сырости. Необходимо обеспечить и правильное проветривание конструкции. Асбестоцементные и металлические трубы не нуждаются в гидроизоляции. Если для свай не использовались готовые трубы, их укрывают той же гидроизоляцией, что и бетонную ленту.

Особенности создания надежной гидроизоляции свайно-ленточного фундамента:

  • Листы рубероида сворачивают в трубку и помещают в скважину для свай. В траншее этим материалом выстилают все стены и покрывают сверху.
  • Поверхности, покрытые рубероидом, можно дополнительно обработать горячей смолой.
  • Современная смесь, добавленная в бетон, создает надежную гидроизоляцию не только сверху, но и защищает конструкцию изнутри.

При выборе любого материала гидроизоляцию делают с единственной целью - сохранить ленточный фундамент из бетона от разрушительного воздействия влаги и защитить от плесени. После делают вентиляцию.

По периметру ленточного основания горизонтально укладывают части асбестоцементной трубы, а затем засыпают песком. Это необходимо, чтобы в них не попал бетон. После затвердевания раствора трубы вынимают. В результате получаются вентиляционные отверстия.

Заливка фундамента бетоном

Один из завершающих этапов строительства свайно-ленточного фундамента - заливка бетона. Лучше выполнить такую работу за один раз. Для этого понадобится несколько человек и не одна бетономешалка. В этом случае лента окажется монолитной, что придаст ей прочности. В процессе заливки раствор уплотняют, используя погружной вибратор.

При заливке свай важно контролировать плотность раствора. Это поможет исключить пустоты внутри свай. В противном случае опоры разрушатся. Чтобы соединить забетонированные сваи с ленточным фундаментом, не следует ждать окончательного застывания бетона в них. Необходимо начать заливку ленты спустя двое суток после бетонирования свай.

При самостоятельном изготовлении бетона важно соблюдать оптимальные пропорции песка и цемента. Связующее вещество лучше выбирать высокого качества (не ниже М200). Это позволит не допустить растрескивания монолитной ленты. Если после заливки стоит жаркая погода, фундамент стоит поливать водой. При повышенной влажности его закрывают пленкой.

Чтобы сократить время, можно купить готовый бетон, который поставляется в специальном миксере. Для экономии средств раствор готовят своими руками. В этом случае потребуется подготовить песок, гравий и цемент. Важно соблюдать следующее соотношение компонентов раствора для ленточного основания на сваях:

  • одна часть связующего вещества;
  • три части песка;
  • от четырех до пяти частей щебня или гравия.

Объем используемой воды контролируют визуально. Раствор для свайно-ленточного фундамента должен иметь не слишком жидкую и не слишком густую консистенцию. Повысить качество можно добавлением различных модификаторов и пластификаторов. Не рекомендуется нарушать пропорции, поскольку качество бетона от этого значительно снизится.

Теплоизоляция

Обычно конструкция свайно-ленточного фундамента предусматривает лишь наружное утепление и влагозащиту. Боковые стенки представляют собой цоколь, который и следует утеплять. Для этой работы используют:

  • Битум. Этим материалом покрывают боковые поверхности ростверка. Такая гидроизоляция хорошо защищает основание от воздействия влаги.
  • Пенопласт или пенополистирол. Эти материалы представляют собой полимерную теплоизоляцию. Ее наклеивают на битум или на выровненный ростверк.
  • Затем каждый шов заделывают монтажной пеной, чтобы не возникало мостиков холода. Однако при выборе пеноплекса не следует монтировать его в несколько слоев. Листы этого материала имеют специальные выступы и впадины для надежного соединения друг с другом.
  • В качестве дополнительной теплоизоляции используют армирующую сетку. Ее применяют для защиты материала утепления от грызунов, а также в качестве основания для штукатурки, наносимой на цоколь.
  • Когда клеевой состав полностью засыхает, под плитами затягивается сетка. Сверху конструкцию оштукатуривают.

Работа по утеплению свайно-ленточных фундаментов мало отличается от теплоизоляции стандартных ленточных ростверков. По периметру строения создают цоколь из готовых блоков или кирпича. Изнутри пространство фундамента заполняют керамзитом. Такая работа является сложной и трудоемкой.

Особенности утепления свайно-ленточного фундамента:

  • Сначала делают гидроизоляцию всех участков основания и предусматривают дренаж под отмосткой. Все открытые элементы ростверка закрывают рубероидом или битумом. Возможно использование жидкого гидроизолятора. Единственный его недостаток - высокая цена.
  • Затем гидроизолируют вертикальные поверхности ленточного фундамента на сваях - как изнутри, так и снаружи. Технология гидроизоляции довольно проста - она похожа на способ утепления ростверка снаружи. Верхнюю часть укрывают рубероидом. Саму скважину выполняют большего диаметра, чем размер сваи.
  • После установки свай создают насыпную подушку. Ее выполняют между нулевой отметкой и нижним уровнем ленточного фундамента на сваях. Подушку делают из смеси керамзита с песком.

Несмотря на разнообразие современных утеплителей люди часто предпочитают использовать традиционные способы изоляции. Причины такого поведения кроются в долговечности используемых методов. При утеплении традиционными материалами все работы просто выполнить своими руками. Правильно выполненная отмостка, имеющая оптимальный уклон и гидроизоляцию стыка цоколя с бетонной площадкой, способна обеспечить хорошую защиту от дождя. Недорогой и легкий пенопласт отлично подходит для утепления.

Однако пенопласт подходит для грунтов, отличающихся высокой влажностью. Лучше применять водонепроницаемые теплоизоляционные материалы, поскольку лишь они способны выдержать продолжительное действие грунтовых вод.

Любая технология, по которой утепляют свайно-ростверковый фундамент, отличается своими плюсами и минусами. Важно учитывать стоимость материалов и проводимых работ, особенности ленточного фундамента и его форму. Поэтому важно самостоятельно определить, чем утеплять конструкцию на сваях, и каким образом сэкономить на строительных работах.

Заключение

Об эффективности свайно-ленточного фундамента существует достаточно большое количество небылиц и придумок, большинство из них не имеют под собой реальной почвы. Правильно собранный фундамент на сваях легко перезимует без нагрузки, но с обязательным утеплением отмостки. Прочности и жесткости конструкции достаточно для большинства вариантов дач, одно и двухэтажных домов.

Итоговая стоимость работ по возведению ленточного фундамента на сваях зависит от нескольких факторов. Наиболее важными являются:

  • стоимость бурения скважин для свай;
  • затраты на строительные и расходные материалы;
  • время, которое потрачено на строительство свайно-ленточного фундамента.

Оценку может провести сотрудник строительной компании. Эти расчеты помогут при создании свайно-ленточной конструкции для дома. Кроме того, важно определение осадки ленточно-свайных фундаментов.

При следовании правилам установки свай и заливки ростверка основание получится крепким и долговечным. При самостоятельной установке фундамента стоит заручиться помощью нескольких человек.

Ни один современный дом сейчас нельзя представить без фундамента. Именно фундамент собирает на себя все нагрузки от несущих конструкций, и передает их на грунты. Существуют разные типы фундаментов.

В некоторых случаях уместно создавать ленточные монолитные фундаменты, в других же используют цельные монолитные конструкции. Мы же сейчас поговорим об особенностях свайного фундамента, а также и таком важном процессе, как армирование всех несущих конструкций фундамента.

Особенности и конструкция свайного фундамента

Свайный фундамент является одной из разновидностей несущих поддерживающих конструкций, на которые монтируют затем все остальное строение.

Так же, как и другие фундаменты, этот его тип проектируют и строят, используя СНИП и другую нормативную документацию. Однако чертеж, расчет и тип конкретных элементов будет немного отличаться от ленточного или цельного, так как и задачи у него немного другие.

В отличие от ленточных несущих конструкций, у свайных оснований несущими элементами и основными передатчиками напряжений являются непосредственно сваи.

Они отлично подходят для использования, когда необходимо монтировать дом на слабых грунтах. В таких случаях крупная подошва ленточных моделей фундаментных оснований слишком дорога, а вот создание точечных свай считается более уместным.

При конструировании такой конструкции используются сваи буронабивной, забивной и нескольких других технологий изготовления. Их расчет и нормирование регулирует подходящий СНИП.

Без учета нормативной документации создавать такие важные элементы будущего строения запрещено, так как это может привести к довольно неприятным последствиям. Причем не имеет значения, какой тип конструкции вам предстоит строить, в любом случае СНИП будет приоритетным документом.

Помимо свайного основания из нескольких десятков элементов ни одна конструкция свайного фундамента не обойдется без ростверка. Стоит понимать, что тип свайного фундамента предусматривает установку непосредственно свай на расстоянии примерно 2-4 метров друг от друга.

Конкретное расстояние регулирует чертеж, СНИП, тип фундамента и еще несколько параметров. Но в любом случае оно будет достаточно внушительным.

Чтобы собрать всю эту конструкцию воедино и пользуются созданием ростверкового обвязывающего пояса или плиты. Причем не имеет значения, применяется ростверк для обвязки буронабивных или забивных свай. В любом случае его наличие просто необходимо.

Сам ростверк являет собой последовательную и довольно внушительную часть свайного фундамента, он может состоять из большого количества балок или монолитной плиты.

Именно на конструкцию ростверка ложится вся основная нагрузка от несущих конструкций дома, а он уже, в свою очередь, передает ее на сваи, которые давят на грунт и распределяют нагрузку по почве.

Для свайного фундамента характерно использование разных типов свай (буронабивных, забивных) и разных материалов. В данном случае мы рассматриваем только , как самые прочные, надежные и нуждающиеся в армировании.

Армирование свай и непосредственно всего свайного фундамента – это совершенно необходимый процесс. Без армирования бетон хоть и выполняет свои функции, но не так хорошо.

Дело в том, что бетон сам по себе является довольно прочным материалом, однако любой СНИП, ГОСТ или результаты официальных исследований говорят о том, что при всей своей прочности он плохо работает на изгиб. А именно нагрузки на изгиб давят на конструкцию ростверкового свайного фундамента.

Если не армировать все эти конструкции, то есть большой риск их разрушения или основательного повреждения. В таком случае весь дом придется признать аварийным, так как фундаментное основание – это едва ли не самая главная его часть.

Для осуществления качественного армирования используется конкретный расчет. Его же регулирует текущий чертеж конструкции, а также его тип и нормативная документация, что даст вам всю дополнительную информацию (СНИП, ГОСТ, справочники и т.д.).

Для армирования используется сварные арматурные каркасы в виде сетки с определенным шагом. Конкретный тип металлической или , ее длина и все остальные параметры определяет расчет конструкции. Тип сечения армирования определяет то, как сварная сетка будет собираться.

Виды и отличия ростверковых фундаментов

Как мы уже упоминали выше, существует несколько разновидностей фундаментов ростверкового типа, а также конструкций ростверка и свай. Все они имеют довольно серьезное значение не только за счет особенностей своей конструкции, но и за счет того, как арматурная сварная сетка будет применяться для их армирования.

Совершенно очевидно, что ленточный ростверк по своей форме, габаритам и предназначению отличается от цельного. А значит и сварная сетка для армирования у них будет разной.

Фундаменты такого типа начинаются из свай. Сваи могут собирать и монтировать по:

  • Буронабивной технологии;
  • Забивной технологии.

Для буронабивной технологии обустройства характерно создание свай с мощной нижней подушкой. Формируют их по технологии погружения в грунт специальных инструментов и его вытеснения, а затем укладки арматурной сетки и бетонирования всей конструкции.

Расчет армирования сетки ростверка

Теперь перейдем к самому важному моменту – расчету арматурной сетки (каркаса). Сварная сетка для ростверка будет отличаться в первую очередь в зависимости от его типа.

Использование буронабивных, забивных или других типов свай будет иметь второстепенное значение, так как от свай в данном случае требуется только выпустить наружу связующие арматурные штыри, к которым сетку ростверка и присоединят. Но не более того.

Расчет выполняется по чертежу конкретного типа ростверка. Так, линейный ростверк имеет форму крупной балки. Он обвязывает все сваи, образуя своеобразный пояс. По такой же схеме обвязывают колонны в несущих каркасных строениях.

Нижняя часть сетки будет собираться из более толстой арматуры диаметром от 20 мм. Верхняя же будет иметь сечение 8-15 миллиметров.

Так как основные нагрузки на поверхностный изгиб будут давить на ленту ростверка только в местах контакта со сваями, то серьезное усиление следует делать на участках ленты под сваями.

Причем достаточно всего лишь растянуть арматуру на 1,5-2 метра от центра сваи по ленте в обе стороны. В остальных же местах делать столь мощные конструкции верхней сетки рекомендуется, но вовсе не обязательно.

Сварная сетка-каркас в таком случае рассчитывается довольно легко. В учет берут ширину ленты и ее высоту. Арматуру нижнего уровня укладывают с шагом в 8-10 см. Как правило, на нижнюю сетку одной из лент ростверка уходит не меньше 4 стержней. На верхнюю может уходить от 6 стержней.

Этот расчет касается лент шириной в 25 сантиметров. Если лента намного шире, то и арматуры на нее придется потратить больше. Также верхняя и нижняя сетки обвязываются и крепятся друг к другу упорными хомутами из прочной арматуры. Это тоже следует учитывать.

Таким образом, обсчитав длину и ширину лент ростверка, а также создав чертеж его сетки, можно выполнить полноценный расчет армирования, узнать количество необходимого материала, его стоимость и кучу других полезных моментов.

Для цельного ростверка, так как он являет собой, по сути, укрупненную монолитную плиту перекрытия, сварная сетка уже будет немного другой. Во-первых, она будет покрывать всю площадь дома. Во вторых, он должна быть очень прочной и надежной.

Здесь с шагом в 20-25 см необходимо укладывать арматуру минимальным диаметром от 20-25 мм. Арматуру укладывают крест-накрест, чтобы создать чрезвычайно прочное основание.

А вот верхняя сетка имеет интересные особенности. Далеко не всегда ее следует монтировать по всей площади. Это объясняется тем, что нижняя сетка арматуры гасит практически все нагрузки.

Любая же верхняя сетка должна гасить нагрузки на изгиб, которые приходятся от взаимодействия несущих конструкций и верхних элементов здания. А это значит, что ее нужно устанавливать только возле несущих элементов, что будут размещаться сверху или несущих элементов, что ее подпирают.

В каркасных монолитных домах верхняя арматурная сетка перекрытий покрывает только площадки в 2×2 или 3×3 квадратных метра, с центром в каждой подпирающей колонне. Все остальные места либо снабжаются страховочной сеткой из тонкой арматуры, либо вообще остаются без нее.

Если выполнить расчет габаритов цельного ростверка, а также его полезной площади, можно точно так же узнать всю необходимую вам информацию.

Технология армирования ростверка

Описать саму технологию армирования довольно легко, так как она, по сути, практически идентична во всех случаях.

Этапы работы:

  1. Собираем опалубку, следим за ее прочностью и надежностью.
  2. Собираем нижний каркас арматурной сетки.
  3. Монтируем хомуты, поддерживающие стойки и другие элементы.
  4. Собираем верхний в нужных местах.

    Нет похожих записей.